Доверие и легкий заработок: следователь рассказал, как тульских детей втягивают в преступные схемы
Директор отдела продаж крупной компании перевела мошенникам больше 13 млн рублей. Свыше 26 млн рублей лишились туляки за неделю по вине злоумышленников. Регулярно мы рассказываем о таких случаях. Специалисты озвучивают схемы, но не работает. У мошенников получается отнимать деньги граждан. Поговорим о новых схемах обмана с руководителем Следственного отдела по Зареченскому району города Тулы Следственного управления Следственного комитета по Тульской области Николаем Ханиным.
Как так получается, какие бы схемы мы не рассказывали в своих выпусках, как бы вы не предупреждали граждан, все равно получается так, что каждую неделю нам есть, о чем говорить. Расскажите о новых способах обмана. Какие сейчас схемы самые ходовые у мошенников?
Я бы отметил, что мошенничество – это один из видов преступлений, которые расследуют следователи нашего ведомства. В настоящее время ввиду активного развития социальных сетей и использования их несовершеннолетними, достаточно часто вовлекают в различные преступные схемы несовершеннолетних. Я бы отметил две основные схемы, при которых несовершеннолетний подпадает.
Традиционная схема. Ваш родственник попал в ДТП или иное происшествие. К несовершеннолетним обращаются либо посредством сети интернет, либо очной встречи и просят сделать элементарные вещи: приехать, переговорить, забрать и передать в дальнейшем денежные средства злоумышленникам. Как правило, такие встречи заканчиваются для несовершеннолетних задержанием и большими сроками лишения свободы, в том числе.
Есть вторая схема, при которой к несовершеннолетним могут на улице обратиться злоумышленники и предложить следующий вариант. Он кажется, на первый взгляд безобидным, несовершеннолетнему предлагают просто отдать банковскую карту, за это предлагают денежные средства и в дальнейшем обещают то, что на ней всегда будет положительный баланс. Никаких правовых последствий это не будет образовывать.
Вместе с тем в дальнейшем расходы по данной банковской карте и оборот по ним превышает большие суммы. Всегда, как правило, выходят на держателя карты и выясняет о том, что оборот по данной банковской карте, был в основном теневой.
То есть просто предлагают поделиться своей банковской картой?
Да, своей банковской картой – это на первый взгляд безобидно. Несовершеннолетние полагают о том, что это простой пластик, который можно отдать злоумышленнику, передают его, не думая о последствиях, хотя на самом деле предусмотрена достаточно суровая ответственность и различные виды уголовных статей и наказаний.
Насколько это частая история для нашего региона, когда несовершеннолетних задерживают, когда выясняют, что они причастны к преступлению?
Я бы отметил, что следователи нашего ведомства расследуют преступления данной категории, когда задействованы несовершеннолетние по тем видам мошенничества, когда они относятся к категории тяжких и особо тяжких. По статистике региона, опираясь на сведения нашего управления, в данном году возбуждено всего 12 уголовных дел данной категории. Из них 2 в отношении несовершеннолетних. Статистика небольшая, но на самом деле ввиду развития определённых факторов, которые имеются не только в Тульской области, но и в целом в России, это вызывает большие опасения.
Ну, мы поговорили о том, как несовершеннолетние становятся именно фигурантами уголовных дел, но несовершеннолетних задействуют в мошеннических схемах и по-другому. Подтвердите, было у нас такое в регионе или нет. Например, когда через онлайн-игры обращаются к несовершеннолетним: сфотографируй номер маминой карты и получишь бонусы в игре.
Совершенно верно. Здесь, по сути, идёт общение с несовершеннолетними в любых сферах. Ввиду развития информационных технологий, сети интернет, будь то популярные мессенджеры или игры, главное – войти в доверие к несовершеннолетним. Почему это происходит? К несовершеннолетние легко войти в доверие. А во-вторых, злоумышленники предлагают им простой и лёгкий заработок. И это влияет на их решение положительно.
Теперь давайте поговорим о схеме, когда задействовано конкретно ваше доброе имя, когда представляются мошенники следователями и начинают запугивать. Как отличить следователя от мошенника?
Есть ряд простых правил, которые нужно соблюдать и понимать. Во-первых, следователь никогда не будет проводить следственных действий по телефону. Это запрещено законом. Есть определённые территории: адрес следственных отделов, по которому проводят следственные действия. Есть процессуальный момент, по которому вызывают лицо на допрос или проведение следственных действий. В повестке указан адрес, время, место и так далее.
И следователь никогда и ни при каких условиях не будет требовать отчуждения имущества. Это запрещено, и в случае возникновения таких ситуаций лучше закончить диалог и обратиться уже на телефон горячей линии того или иного ведомства.
Куда обратиться? Есть такие люди сознательные, которые очень хотят помочь разоблачить этих мошенников, но иногда становятся сами жертвами этих мошенников. Вот как не стоит поступать? И как можно быть полезным?
Есть ряд простых правил, которые нужно соблюдать гражданам. Когда вам звонят и представляются сотрудниками того или иного ведомства не нужно в дальнейшем вступать в диалог, как только диалог зашёл про отчуждение какого-то имущества, я полагаю, необходимо сразу закончить его.
И второе, когда к вам обращаются и просят передать какие-то персональные данные, пароли, данные от банковских карт или Госуслуг – это запрещено. Никто этого не будет делать, передавать эти данные нельзя. Важно помнить ввиду развития информационных технологий злоумышленники могут подменять абонентский номер, отображаемый на устройстве потерпевшего. И в случае, если вам позвонили, не стоит перезванивать по данным номерам. Лучше обратиться на сайт ведомства или того или иного органа, посмотреть телефон горячей линии, либо какой-либо иной контактный телефон и самостоятельно вручную его набрать, поскольку перезванивая на тот же номер, который у вас отображался, он будет подменён. Вы можете опять попасть в руки мошенника.
Это важный момент. Вручную набираем номера, если что.