В Росздравнадзоре рассказали, какие риски ждут пациентов частных клиник
В России работают более 73 тысяч частных медицинских организаций. Только в 2024 году пациенты написали более 13 тысяч жалоб на их работу. Проверки показывают, что в частных клиниках могут затянуть сроки необходимых исследований или не выполнять клинические рекомендации, потому что врачи их просто не знают. Об этом сенаторы, представители ведомств и эксперты говорили в Совете Федерации 23 октября на круглом столе, посвященном защите прав потребителей при оказании медуслуг частными организациями.
Неэтично и несвоевременноВ российском законодательстве прописаны права пациентов, гарантии их реализации и качества медицинской помощи, сказал на круглом столе член Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Виктор Зобнев. Тем не менее в этой сфере есть много вопросов, требующих обсуждения. Особенно — в области услуг, которые предоставляют частные медицинские компании.
В едином реестре лицензий зарегистрированы 73 599 частных медицинских организаций, рассказала замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ирина Серегина. Государственных, для сравнения, всего 26 389. Более 34 тысяч частных клиник занимаются косметологией, более 21 тысячи — стоматологией. Свыше 13 тысяч организаций принимают по профилю акушерства и гинекологии.
За 9 месяцев 2024 года в Росздравнадзор поступило 13 843 обращения от граждан с жалобами на частные клиники. Это почти на 2 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чаще всего пациентов не устраивает качество медпомощи — 21,5 процента от общего количества обращений. Более 18 процентов жалоб связано с этикой, 15 процентов — с работой частных клиник в целом, более 8 процентов — с несвоевременной диагностикой.
В 2024 году Росздравнадзор провел более 8 тысяч профилактических мероприятий, связанных с работой «частников» в медицине. Это консультирование, профилактические визиты и так далее. За этот же срок 168 платных клиник прошли проверки, необходимые для госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности. Нарушения выявили в 153 организациях, то есть в 93,9 процента случаев. Больше всего нарушений зафиксировано в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской и Иркутской областях. Частники нарушали и порядок оказания медпомощи, и права россиян. Например, не сообщали им о возможности получить услуги по ОМС.
Зарплаты, пенсии, пособия: что изменится в 2025 году Без консультаций, оснащения и знаний
Ирина Серегина привела примеры частых нарушений, которые выявляют на проверках. Так, акушерско-гинекологические клиники оказывают услуги по искусственному прерыванию беременности без лицензии, не обеспечивают круглосуточное наблюдение пациента после операций, не выполняют клинические рекомендации из-за недостаточного уровня знаний работников, делают аборты без дополнительной диагностики, то есть без УЗИ, и так далее.
Клиники, которые лечат онкологических больных, в том числе детей, часто нарушают порядок оказания медпомощи и не направляют пациентов на консультацию к онкологу при наличии признаков рака. Пациентов также не направляют в онкологические диспансеры для верификации диагноза. Клиники превышают сроки проведения исследований, не соблюдают стандарты оснащения своих отделений, не полностью указывают диагнозы в документах.
Есть вопросы и к частным косметологам. Проблема существует на стыке бытовых услуг и платных медицинских, отметил начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. У этих сфер разные уровни правового регулирования. И часто россияне получают набор псевдомедицинских услуг под видом косметологических. Здесь нужно найти решение и подробнее изучить, как эти вопросы разрешены в классификаторе видов деятельности.