В Новосибирске создают скоростной рельсошлифовальный поезд
На базе Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) в рамках проекта Передовой инженерной школы открыли центр разработки новых отечественных путевых машин.
Разработки ведутся сибирскими инженерами во взаимодействии с уральскими партнерами при содействии Правительства НСО. В СГУПС запущена сетевая программа совместно с Передовой инженерной школой УрФУ. В рамках программы Уральским федеральным университетом произведен набор 45 бакалавров, которые будут обучаться в УрФУ и СГУПС. Специалистами СГУПС в рамках флагманского проекта сибирского вуза для АО «СТМ» — «Рельсошлифование 2.0», который поддержан на федеральном уровне, создана технология, позволяющая увеличить производительность шлифования рельсов. Скоростной поезд будет делать это со скоростью до 30 километров в час, в четыре раза быстрее, чем сейчас. Работы по реализации новой технологии будут продолжены на базе открывшегося инжинирингового центра «Транспортное машиностроение». Рельсошлифовальный поезд «РШП 2.0» сможет стать одним из самых высокопроизводительных в мире, превзойдя зарубежные аналоги.
На открытии центра вице-губернатор НСО Ирина Мануйлова отметила, что это пространство создано на базе университета в рамках реализации инициатив государства, направленных на развитие высшего инженерного образования в России. Положительный опыт Передовых инженерных школ будет масштабирован в регионе на всех ступенях образования, начиная с начального и среднего звена школ, учреждений дополнительного образования, и вузов региона.
«Проекты нового инжинирингового центра отвечают задачам Концепции технологического развития РФ на период до 2030 года, федеральному проекту «Передовые инженерные школы». В частности, на базе СГУПС создана совместная лаборатория СГУПС и Передовой инженерной школы УрФУ. Ее деятельность направлена на расширение и повышение качества реализации совместных образовательных программ подготовки кадров и проводимых научных исследований СГУПС и УрФУ, применение передовых инженерных практик в конкретных проектах с учетом пожеланий индустриальных партнеров. На базе центра научные сотрудники и инженеры помимо конструкторской разработки новых путевых машин, систем и технологий, будут заниматься расширением деятельности студенческих конструкторских бюро и их привлечением к реализации реальных производственных задач в рамках проектов по импортозамещению», – подчеркнула Ирина Мануйлова.
Как отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, наработки центра позволят ускорить ремонт путей, что окажет положительное влияние на содержание железнодорожной инфраструктуры.
«Необходимо понимать, что сейчас через регион проходит колоссальное количество грузов. По железной дороге в 2022 году было перевезено 22,7 миллиона тонн, в 2023 году уже 26,3 миллиона тонн, а за 9 месяцев 2024 года – 15,6 миллиона тонн. Для устойчивого роста грузоперевозок необходима стабильная работа инфраструктуры, а ускорение процесса приведения железных дорог в нормативное состояние позволит повысить качество содержания путей», – сказал министр.
В центре ведутся работы над проектами, связанными с разработкой новых путевых машин, систем и технологий, комплекса по замене рельсовых плетей, усовершенствованию конструкции рельсоукладочного поезда и так далее. Оборудование рельсошлифовального поезда будет полностью из отечественных комплектующих.
Как отметил декан факультета «Управление транспортно-технологическими комплексами» СГУПС Андрей Ильиных, новая схема отличается от существующей тем, что абразивный круг устанавливается под углом («угол атаки») к поверхности обрабатываемого рельса с раскрытием навстречу движения рельсошлифовального поезда. «В новой технологии также реализовано адаптивное управление процессом шлифования. Проще говоря, система автоматически подстраивается под заложенную в память геометрию поверхности рельсового полотна. Это решение является инновационным в обеспечении точности и качества работ», – подчеркнул Андрей Ильиных.
Отечественную технологию скоростного шлифования планируется внедрить на сеть РЖД в 2027 году. На сегодняшний день все испытания по отработке технологии и конструктивных решений по оборудованию проводятся на специально созданной рельсошлифовальной установке на полигоне вуза
Сообщение В Новосибирске создают скоростной рельсошлифовальный поезд появились сначала на ЧС-ИНФО.