Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о развитии образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку инженерных кадров и научных разработок для технологического лидерства
М.Мишустин: «Важно, чтобы знания, навыки выпускников вузов и колледжей соответствовали текущим запросам отраслей и конкретных предприятий. Ключевое условие эффективности наших общих усилий в данной сфере – это максимальная гибкость, готовность к обновлению действующих здесь стандартов».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим комплекс вопросов, которые касаются самых разных аспектов развития инженерного образования – от совершенствования учебных программ до формирования современной инфраструктуры для научных разработок и инноваций.
Технологический суверенитет России напрямую зависит от её кадрового потенциала, существенную долю которого составляют технические специалисты. И конечно, качеству их подготовки необходимо уделять самое пристальное внимание. Тем более сейчас, когда беспрецедентные санкции создают серьёзные вызовы для отечественной промышленности. Важно, чтобы знания, навыки выпускников вузов и колледжей соответствовали текущим запросам отраслей и конкретных предприятий.
Ключевое условие эффективности наших общих усилий в данной сфере – это максимальная гибкость, готовность к обновлению действующих здесь стандартов. Успешное выполнение такой задачи имеет важнейшее значение для достижения технологического суверенитета, о котором говорит Президент. И обеспечения экономического роста страны в целом.
Суммарные потребности отраслей в квалифицированных кадрах на ближайшие пять лет составляют более полутора миллионов человек. Причём спрос на инженеров за последние три года вырос практически в 2,5 раза.
Благодаря принятым решениям и мерам поддержки промышленность продолжает демонстрировать высокую динамику работ. Уже есть результаты. Объёмы производства за девять месяцев увеличились на 4,5%. В том числе почти с двукратным опережением развивается обрабатывающий сектор, где трудится порядка 10 миллионов человек.
Мы видим, как это отражается и на повышении интереса учащихся к техническим дисциплинам, с которыми они всё чаще связывают свою будущую востребованность и хорошие карьерные перспективы.
По поручению главы государства уже за ближайшие три года должны быть подготовлены не менее миллиона рабочих и специалистов для основных отраслей.
И для этого в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в тесной кооперации с ведущими предприятиями активно создаём образовательные кластеры. На сегодняшний день их насчитывается уже около 160. Они представлены в таких сферах, как горнодобывающая, лёгкая, лесная, металлургическая, радиоэлектронная, фармацевтическая, химическая, электротехническая промышленность, а также в топливно-энергетическом комплексе, машиностроении, робототехнике. Постепенно ими будут охвачены все регионы и направления.
Высокая эффективность и у инициативы «Передовые инженерные школы». На базе вузов развёрнута работа 50 таких центров. По решению Президента их количество расширится в два раза. В числе партнёров – сотни высокотехнологичных компаний. Порядка 70 из них – индустриальные лидеры в самых разных областях. В частности, в автопроме, авиа- и судостроении.
Чтобы поддержать российские университеты, реализуем программу «Приоритет-2030». Выделяемые специальные гранты призваны придать дополнительный импульс научной деятельности вузов, её связи с современными производствами, чтобы улучшить условия для запуска технологических проектов, инновационных предприятий, перспективных стартапов.
Для повышения эффективности высшей школы возводим сеть современных пространств с хорошо оснащёнными учебными корпусами, лабораториями, комфортными общежитиями. Первый в стране такой кампус мирового уровня в этом учебном году открылся на базе Московского государственного технического университета имени Баумана. В целом будет построено не менее 40 подобных студенческих городков.
Президент подчёркивал, что при подготовке квалифицированных кадров и создании собственных передовых технологий нужно действовать на опережение. И для этого надо укрепить связку всех уровней образования, которые в единой логике должны работать на общий результат.
Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо модернизировать форматы деятельности учебных заведений, прежде всего технического профиля. Важно, чтобы ключевые векторы их развития были определены на долгосрочный период и нацеливались на общественно значимые достижения.
Также целесообразно установить необходимый уровень их оснащения оборудованием, на котором смогут заниматься ребята.
Отдельное внимание уделим крупнейшим вузам. В числе стратегических инициатив − трансформация их основных направлений, особенно профориентации и сектора исследований и разработок. Нужно детализировать модели совместной работы с нашими промышленными компаниями. И конечно, внедрить механизмы участия в национальных проектах технологического лидерства, которые мы уже со следующего года запускаем.
Уважаемые коллеги!
В ходе предстоящей дискуссии нам надо принципиально определиться с новыми системными подходами к организации деятельности технических вузов, колледжей, техникумов, в том числе с учётом наиболее успешных практик ведущих российских университетов.
И ещё. Сегодняшняя стратегическая сессия проходит накануне Дня инженера-механика, который отмечается у нас 30 октября. Это профессиональный праздник конструкторов, проектировщиков, технологов, преподавателей и студентов профильных учебных заведений. И конечно, он в полной мере имеет самое непосредственное отношение ко многим из тех, кто сейчас находится в этом зале и на видеосвязи.
Пользуясь случаем, искренне поздравляю всех, кто посвятил себя нелёгкому делу изобретательства. Вас характеризует нестандартность идей и решений, что позволяет двигать прогресс и, что самое важное, менять жизнь людей к лучшему, делать нашу страну сильнее.