Дешевые кредиты экономике не помогут. Нужно снижать инфляцию
Инфляция к концу года может достичь 8,5 процента. Причин для роста показателя множество. В том числе на инфляционные процессы повлиял быстрый рост доходов россиян, усиленный в этом году активным кредитованием, который был поддержан льготными программами. Еще один действенный негативный фактор — усиление санкционного давления и, как следствие, новые сложности с внешними расчетами. Снижение доступности импорта через его подорожание из-за более сложной логистики и повышения комиссии за платежи внесло свою лепту. Кроме того, повсеместно нарастал дефицит трудовых ресурсов. Безработица к середине года опустилась до 2,4 процента. Это означает, что физические возможности по быстрому наращиванию производства сейчас крайне ограничены. Результирующий показатель всех этих процессов — высокая инфляция, которая сигнализирует о том, что спрос серьезно оторвался от производственных возможностей экономики.
В такой ситуации есть искушение расширить льготное кредитование в ответ на ужесточение денежно-кредитной политики. Однако в ЦБ уверены, что сейчас не получится увеличить производство путем низких кредитных ставок из-за отсутствия свободных ресурсов — рабочих рук, оборудования, транспортных мощностей. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина на совместном заседании комитетов Госдумы по финрынку, бюджету и налогам и экономической политике 31 октября.
Сложная ситуацияПо итогам этого года инфляция достигнет 8,5 процента. И если не компенсировать влияние дополнительных проинфляционных факторов на спрос и на инфляционное ожидание, то нездоровая тенденция продолжится, 2025 год можно закончить с еще более высокой инфляцией, а это неприемлемо. Поэтому в базовом сценарии ЦБ развитие ситуации протекает в более позитивном ключе: инфляция в 2025 году чуть превысит целевой ориентир до 4,5-5%, а в 2026 году стабилизируется вблизи 4 процентов.
Это обстоятельство, отметила председатель Банка России, станет свидетельством, что экономика «вернулась в безопасную гавань, производственные возможности наконец нагнали спрос и необходимость жесткой денежно-кредитной политики снижается». Однако, чтобы добиться желаемого, сегодня не обойтись без ужесточения денежно-кредитной политики.
По словам Набиуллиной, жесткая кредитно-денежная политика — «это не прихоть Центрального банка, это неизбежная реакция на то, что происходит в экономике». В Центробанке считают, что экономика, государство и частный бизнес сейчас должны направлять ресурсы на приоритетные направления и тем, кто может этими ресурсами наиболее рачительно распорядиться.
«Это требует решения застарелых проблем с эффективностью, производительностью, пересмотра проектов, которые имеет смысл реализовывать», — сказала Набиуллина.
По ее словам, такой период в экономике окупится — «многие страны через это проходили, прежде чем добились низкой инфляции».
«Жесткая денежно-кредитная политика в наших условиях не противоречит всем тем задачам развития экономики, над которыми сейчас работает Правительство. Оно делает это так, чтобы эти усилия не ушли в инфляцию, а работали именно на рост экономики. Эта политика защищает зарплаты, пенсии, пособия и сбережения людей от роста цен», — заключила Набиуллина.
Отмена НДФЛ для ипотечных заемщиков: кого касается новая льгота Когда льготы не эффективны
Эльвира Набиуллина также обратила внимание на нарастающий дефицит трудовых ресурсов: безработица к середине года опустилась до 2,4 процента. Это означает, что физические возможности по быстрому наращиванию производства сейчас крайне ограничены. Результирующий показатель всех этих процессов — высокая инфляция, которая сигнализирует о том, что спрос серьезно оторвался от производственных возможностей экономики.
В такой ситуации есть искушение расширить льготное кредитование, но в ЦБ полагают, что эффективность такого решения будет не очень высокая.
«Это можно сделать, только когда в экономике есть свободный ресурс, как мы это сделали в пандемию. Но если свободных ресурсов — рабочих рук, оборудования, транспортных мощностей — уже очень мало, как сейчас, то единственным результатом выдачи дешевого финансирования будет острая конкуренция за них и рост цен на них и на конечную продукцию», — пояснила председатель Центробанка.
Такой сценарий предусмотрен в проинфляционном варианте макроэкономического прогноза Банка России, и он предполагает более высокие темпы инфляции и размер ключевой ставки.
Поэтому в ЦБ придерживаются базового сценария, чтобы умеренные ставки были доступны всем, а не только тем, кто получает льготы. И чем меньше будет льготных кредитов, тем скорее мы к этому придем, считает Набиуллина.
Совместное заседание Комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике с участием председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной. © пресс-служба Госдумы Роботы и ключевая ставка
С тем, что зарплаты россиян сегодня перегоняют рост производства товаров народного потребления, согласны и в Госдуме. Из-за этого инфляция ускоряется опережающими темпами. Очевидно, этот вопрос требует изучения со стороны ЦБ, убежден председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Этот фактор нужно более внимательно отработать в документах, которые будут представляться в Госдуму, «представить анализ ситуации».
Возможно, потребуются нестандартные решения. Одним из таких могло было бы стать применение роботов для замещения рабочих рук, которых сегодня не хватает на рынке. «Но эти роботы не могут купить предприятия, потому что кредиты очень дорогие. Вот этот замкнутый круг, очевидно, должен разрешаться путем поддержки предприятий, покупающих эти роботы, либо поддержки предприятий, которые их производят», — пояснил Аксаков.
Эльвира Набиуллина поддержала инициативу. «Это вообще один из приоритетов в наших условиях, — заметила она. — То есть, ресурсы должны направляться именно на те предприятия, которые дают рост производительности труда через ту же автоматизацию, роботизацию. Это, по-моему, императив, что называется в нынешних условиях».
Опираться не только на ключевую ставку в борьбе с инфляцией посоветовал и член Комитета Госдумы по финансовому рынку Владимир Сенин. По его мнению, нужно провести инвентаризацию всего спектра существующих мер господдержки и направить их туда, где это требуется. Речь идет не только о субсидировании и специальных фондах, налоговых мерах, но также о миграционной и тарифной политике.