Эксперты "Российской креативной недели" похвалили художественный музей Сахалина за использование ИИ

Эксперты "Российской креативной недели" похвалили художественный музей Сахалина за использование ИИ

В Сахалинской области завершается деловая программа форума "Российская креативная неделя - Дальний Восток". Тема одной из дискуссий - внедрение цифровых ноу-хау в культуру и продвижение искусства с помощью IT-решений. Своим видением и проектом в этой сфере поделился Сахалинский областной художественный музей.

- Сфера культуры из-за цифровизации и благодаря ей постоянно меняется. Технологии влияют на развитие креативных направлений. Хорошо это или плохо, полезно или вредно - вот предмет нашей дискуссии. И, конечно, очень интересно рассмотреть реальный опыт и возможности культурных учреждений, которые работают с цифровыми продуктами, - объяснил тему дискуссии модератор, эксперт в цифровых культурных проектах и коммуникации, автор подкаста о технологиях в культуре "КультТех" Данил Толмачев.

Огромную ставку в продвижении культуры и искусства всегда делают на использование визуальных образов. В современном мире всё чаще можно встретить иллюстрации и видеоролики, полностью или частично сгенерированные нейросетями.

И это ожидаемый шаг даже для профессионалов креативных индустрий, подчеркнула амбассадор нейросети Kandinsky, руководитель направления управления перспективных технологий AI ПАО "Сбербанк" Ксения Кузнецова.

- Мне очень нравится тезис о том, что ИИ и технологии снижают порог входа. Это правда, в том числе для ситуаций, когда мы говорим о культуре и искусстве. Мы живём не только в эпоху симбиоза с искусственным интеллектом, который сами для себя создаём и развиваем. Мы в команде считаем, что ИИ - это попытка исполнить общечеловеческую мечту. Мы создаём себе машину, которая будет работать за нас, чтобы поручить ей рутину и заниматься творчеством спокойно и в удовольствие, - считает Ксения Кузнецова.

С тезисом о низком пороге входа согласна заведующий научно-экспозиционным отделом Сахалинского областного художественного музея Ирина Малькова. Сегодня это учреждение культуры активно осваивает нейросети, экспериментируя с формой представления выставочного контента и новыми проектами.

- На самом деле, низкий порог доступности - это то, за что я благодарю разработчиков Kandinsky и ChatGPT. Ведь ещё несколько лет назад я, немолодой уже человек, не предполагала, что в своём возрасте буду работать с нейросетями. У нас было два удачных опыта внедрения ИИ в музейную практику. Первая касалась генерации изображений мест Сахалина, упомянутых в книге Антона Чехова, - рассказала Ирина Малькова. - Мы в запросе цитировали текст писателя, добавляли к нему описание и смотрели, что получится. Здесь было сложно: в интернете на эту тему довольно мало изображений, поэтому сгенерировать что-то удачное, аутентичное для чеховской эпохи было сложновато. А второй опыт оказался более успешным. Мы совмещали, "накладывали" музейные полотна разных художников друг на друга. Брали картины с изображениями видов Сахалина - например, Пика Чехова, и генерировали что-то среднее. Получалось очень интересно. В рабочем Telegram-канале мы запустили чат-бот, отобрали около 100 произведений из фондов музея и предложили сотрудникам попробовать эксперимент с нейросетью. В результате у нас получился спонтанный конкурс.

По мнению приглашённых экспертов, опыт музея можно считать успешным. Модератор дискуссии Данил Толмачев порекомендовал учреждению не останавливаться и развиваться дальше в этом направлении, тем более что нейросети прогрессируют и учатся благодаря людям, сообщили в правительстве региона.

Примером использования аудиоконтента для ознакомления широкой аудитории с театральным творчеством, особенностями классического направления культуры и его востребованностью у современной публики поделился директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами HiFi-стриминговой платформы "Звук" Александр Гагиев. Веб-площадка является одним из крупнейших в России хранилищем и транслятором подкастов, аудиокниг и музыкальных сетов.

- Подкаст "КультТех", к которому имеет отношение коллега Толмачев - это яркий пример просветительского контента высокого качества. Мы запускали его совместно с Александринским театром Санкт-Петербурга. Проект очень интересен с точки зрения культуры, в первую очередь тем, что привлекает в театр новую аудиторию. Мы даже на Питерском международном экономическом форуме сделали специальный выпуск подкаста. Также мы развиваем и поддерживаем внедрение методов работы с музыкальным контентом в культурные учреждения России. Но здесь есть проблема. Относительно недавно мы встречались с руководителями российских филармоний, знакомили их с возможностями нашей платформы. К сожалению, не все организации находятся сегодня на том уровне готовности, чтобы создавать музыкальный контент, - отметил Александр Гагиев.

Опытом использования платформы "Звук" для музыкального оформления экскурсионных маршрутов поделилась руководитель департамента маркетинга ООО "Медиа Сервис", участник проекта "Острова Культуры" Оксана Кучирка. Стриминговая площадка помогла команде специалиста распространять плейлисты композиций, собранных для ряда обязательных к посещению локаций Сахалина.

- Мы составляем плейлисты каждого дня для творческих фестивалей, форумов и вообще крупных мероприятий. С помощью QR-кодов распространяем их по городу: они расклеены на оффлайн-рекламе в черте Южно-Сахалинска. Достаточно считать, перейти по ссылке и слушать. Это не только сопровождение маршрутов прогулок в формате аудиогида. Это плейлисты, которые помогают прочувствовать настроение той или иной достопримечательности, создают особую атмосферу, - рассказала Оксана Кучирка.

Участники затронули важный вопрос о соблюдении законодательства в сфере авторского права на творческий продукт. Все эксперты единогласны: соблюдение прав собственности на изображение, музыкальный ряд или видеосборку кадров может стать серьёзной преградой в продвижении культурных ценностей в массы. Тем не менее, без соблюдения прав работать смысла нет.

- Если мы заключим с владельцами нейросети Kandinsky или ChatGPT пользовательское соглашение, мы будем ссылаться в том числе на эти нейросети как на авторов. Также будем указывать музей как правообладателя и художников как собственников базового изображения. Я считаю, что это в целом нормально, если ИИ "дорабатывает" предмет искусства, сделанный человеком. Сахалинские художники тоже с этим согласны: они всегда поддерживают создание чего-то нового, способного пробудить эмоции, - отметила представитель Сахалинского областного художественного музея Ирина Малькова.

Директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами HiFi-стриминговой платформы "Звук" Александр Гагиев считает: именно сложности с соблюдением авторских прав могут притормаживать цифровизацию культуры. В качестве примера он привел диалог с руководителями филармоний.

- Не все учреждения готовы к тому, чтобы создавать и публиковать на стриминге музыкальный контент, потому что вопрос авторского права очень остер. Самостоятельно не каждое учреждение может решить эту проблему с юридической точки зрения, а мы как официальная платформа настаиваем на легальном контенте, мы против пиратства и нарушений закона. С другой стороны, желание искать аудиторию за пределами своего региона есть практически у всех учреждений культуры в России. Мы готовы их поддержать, готовы помочь, - резюмировал Александр Гагиев.

 

ИА ИА "АСТВ"

06:09
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025