Как получить грант Президентского Фонда культурных инициатив: рецепт от Романа Карманова
Генеральный директор Президентского Фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов выступил перед жителями Сахалина в рамках форума "Российская креативная неделя - Дальний Восток". Глава ПФКИ рассказал в деталях, как островитяне могут получить деньги из федерального бюджета на реализацию собственных проектов в области культуры, искусства, продвижения творческих идей и креативных индустрий. Эксперт представил аудитории примеры типичных ошибок грантозаявителей и пояснил, как их избежать.
По распоряжению президента России Владимира Путина за 3,5 года Фонд поддержал финансово тысячи проектов и сотни организаций по всей стране. Общая сумма поддержки, которую получили НКО, ИП, коммерческие предприятия и муниципальные учреждения в регионах РФ, составила 31 млрд рублей. Однако большая часть денег не доходит до Дальнего Востока: третий год подряд субъекты ДФО остаются в списке самых неактивных по объемам подачи заявок и запрашиваемых средств. За все время работы ПФКИ дальневосточники получили чуть меньше 1 млрд рублей. В списке наименее активных регионов - Сахалинская область.
- За всё время работы Фонда экспертная комиссия рассмотрела 183 заявки от Сахалина. Из них победили 12. Общая сумма грантов составила 16,7 млн рублей при софинансировании заявителей на сумму 5,8 млн рублей. Активность в островном регионе очень маленькая. Но главная проблема авторов проектов в том, что они стесняются: нет опыта, живем в маленьком городке, давайте начнем со скромной заявки. Не надо так делать. Не стесняйтесь подавать заявку на большой проект и много денег, - рассказал Роман Карманов.
У Президентского Фонда культурных инициатив одни из самых лояльных требований к грантополучателям. Нет ни условий по срокам регистрации организации, ни жестких требований к периоду ее работы. Команда может подать 2 проекта в течение года - по одному на каждый отбор. Однако можно заявлять одну и ту же концепцию несколько раз в случае ее отклонения, если авторы дорабатывают идею. Также допускается заявка одного проекта сразу от нескольких организаций - так, попросить денег на мероприятие могут одновременно НКО, ИП, МБУ и ООО, если во всех случаях работать будет один и тот же коллектив.
Рассмотрение проектов проходит так, чтобы каждый заявитель мог быть уверен: независимо от его стажа и опыта, оценку идее будут давать максимально непредвзятые люди.
- Заявки подаются дистанционно. Ни у кого нет возможности пообщаться с экспертами лично. Вы пишете текст, делаете презентацию - и она попадает на стол эксперту, с которым вы не сможете контактировать. Каждую заявку оценивают два эксперта, которые вас не знают. Это максимальная непредвзятость. Они никогда не были на Сахалине и не знают, как устроена жизнь здесь, что нужно этим людям. В заявке вам нужно максимально объяснить, почему вам пришла в голову эта идея и почему она нужна именно здесь. Заявка - это заочный диалог с экспертом. Это письмо, которое поделено на смысловые блоки: кто вы, какая у вас команда, умеете ли вы обращаться с деньгами и т.д. Результаты оценки независимых экспертов утверждает экспертный совет ПФКИ во главе с Игорем Матвиенко и операционным советом во главе с Сергеем Кириенко, состав советов открыт. Но вы не можете предугадать заранее, кто будет оценивать вашу заявку на первом этапе. И именно поэтому ваша задача - максимально понятно донести до незнакомого человека свою идею, - пояснил генеральный директор ПФКИ.
Каким бы ни был уровень регалий экспертов, подчеркнул Карманов, не стоит формулировать заявку так называемым "грантовым" языком, тем более что его не существует. По статистике за 3,5 года в ПФКИ побеждает каждая 10-я заявка. В настоящее время завершилась подача проектов на первый конкурс 2025 года - до 20 декабря станут известны все грантополучатели, между которыми распределят 5 млрд рублей, а заявок поступило более 9 тысяч. При этом квот по лимиту проектов на тот или иной регион России не существует.
Среди типичных ошибок, которые допускают желающие получить грант, эксперт назвал неверную ориентацию на целевую аудиторию. А ведь именно для нее создается проект.
- Правильно определите целевую аудиторию - это 75 процентов успеха. Но почти никто не умеет это делать, хотя это несложно. Задайте себе вопросы: для кого я должен работать, кто меня должен услышать, на кого я должен воздействовать. Отталкивайтесь от себя - у вас ведь есть потребности и проблемы, связанные с культурой. Именно поэтому вы хотите реализовать проект. Думайте, кому он будет интересен так же, как и вам, - пояснил Роман Карманов.
Хороший проект, претендующий на федеральный грант, отличают следующие признаки:
имеет начало и конец; понятно, на кого направлен; понятно, какую проблему решает; имеет ясные цели и задачи; развивается по четкому плану; имеет лидера и команду; определены ресурсы и партнеры; результат можно измерить.Шансы на победу в грантовом конкурсе повысит умение заявителя выстраивать диалог с организациями и заручаться поддержкой. Это касается и взаимодействия с органами власти, и сотрудничества с бизнесом. К проекту нужно приложить гарантийные письма, договоры о намерениях и другие формы соглашений от потенциальных партнеров инициативы. Например, если речь идет об организации концерта, должна быть договоренность с собственниками площадки. Если планируется издание книги, нужно заручиться согласием всех, кто будет над ней работать за конкретную сумму вознаграждения.
Для победы в конкурсе ПФКИ нужно набрать оценку от 7 до 10 баллов по каждому из 10 критериев оценки проекта. Инициатива считается подходящей под условия получения гранта, если эксперт выставляет 6-8 баллов по каждому пункту.
В их числе:
актуальность и общественная значимость проекта; соответствие творческой концепции проекта тематическим направлениям (их 9); логическая связность и реализуемость проекта; уникальность творческой концепции проекта; реалистичность бюджета проекта; масштаб реализации проекта; объём собственного вклада (привлекаемых ресурсов); значимость и успешность опыта заявителя по соответствующему направлению деятельности; соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности и ее масштабу; партнёрская поддержка проекта.- Все критерии и их важность изложены в положении о конкурсе. Хотя, к прискорбию, из наших участников мало кто скачивает его и открывает. От себя рекомендую подавать заявку на проект от имени организации, у которой больше реального опыта, и с командой, у которой есть компетентностный опыт - это имеет ключевое значение, - подчеркнул Карманов.
Самый сложный критерий - уникальность проекта. Инициатива должна реализоваться впервые, содержать новый компонент, быть дебютной для выбранной территории, содержать инновационные методики и быть рассчитанной на уникальную целевую аудиторию. При этом сумма средств, необходимых для его реализации, значения в данном случае не имеет. А вот механизм общей оценки зависит от заявленного в запросе объема средств.
- Система оценки продумана так, чтобы соблюдать баланс. В небольших проектах, до 700 тысяч рублей, ключевое значение имеет партнерская поддержка - это ваше умение договариваться, искать возможности бартера. Потому что на 700 тысяч рублей, будем честными, вы мало что можете купить и мало кого нанять. А вот когда мы рассматриваем проекты, на которые запрашивают более 20 млн рублей, речь уже не о партнерской помощи. Чем больше денег вы хотите получить, тем более уникальным и актуальным должен быть ваш проект, - пояснил глава ПФКИ.
Уже 20 декабря станут известны первые победители грантового конкурса Президентского Фонда культурных инициатив. 15 января 2025 года они должны приступить к реализации своих проектов, а не позднее 30 июня - завершить их и отчитаться о расходовании денег, сообщили в правительстве региона.