В Словакии разгорается грандиозный скандал, связанный с передачей Украине оружия
Процесс передачи военной техники и боеприпасов Украине был незаконным. Об этом свидетельствуют данные проверки Верховной контрольной палаты (ВАО) Словакии.
Национальные аудиторы проверили весь процесс покупки и передачи военного имущества Украине в 2022 и 2023 годах. При этом инспекторы следили за действиями чиновников Минобороны, а также за ходом работы всего кабинета министров. В результате, аудиторы выявили нарушения не только в передаче истребителей, но и возможные нарушения закона, а также опасную практику при закупке боеприпасов. Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОК) Словаки уже уже расследует факт передачи военной техники, что в Минобороны республики назвали «шокирующим результатом». Вместе с тем, этом контролеры не ставят под сомнение само намерение помочь Украине.
«Словакия как дружественное соседнее государство и сами граждане пытались помочь украинцам с первых дней конфликта. При сравнении финансового объема подаренной военной техники с валовым внутренним продуктом наша страна входит в десятку активно помогающих европейских государств», — заявил председатель контрольно-ревизионного управления Любомир Андраши.Однако Андраши утверждает, что процесс передачи проходил довольно хаотично. Например, он указывает на пожертвование системы противовоздушной и противоракетной обороны С-300, которая вызвала значительный резонанс у общественности. В документе, представленном на рассмотрение правительства, Министерство обороны в целом заявило, что воздушное пространство Словакии будет защищено новой системой, доставленной из-за границы после безвозмездной передачи систем ПВО Украине. Несмотря на несколько запросов, инспекторы не получили от Минобороны никакой документации, подтверждающей такое заявление о быстрой замене системы С-300. В реальности, после передачи зенитного комплекта Словакия получила четыре батареи американской системы «Патриот» от НАТО, которые позже были выведены из страны, а воздушное пространство осталась охранять только одна батарея итальянской ПВО SAMP-T. Однако в начале апреля и этот комплект также был выведен с территории республики. Таким образом, Словакия на данный момент не имеет никакой системы ПВО — ни своей, ни заимствованной.
Еще одним важным моментом стала передача Киеву самолетов МиГ-29 и пусковых комплексов КУБ на сумму порядка полумиллиарда евро. Аудиторы считают этот шаг незаконным, так как ушедший в отставку кабинет министров Эдуарда Хегера не имел право на это, так как парламент страны выразил ему недоверие в середине декабря 2022 года, но тогдашний президент Зузана Чапутова временно доверила исполнение роли правительства ограниченному кругу лиц из его числа. Таким образом, полномочия такого правительства были ограничены. Поэтому вопрос состоит в том, имело ли такое правительство полномочия принимать решение о передаче всего парка истребителей или ему необходимо было одобрение парламента и главы государства. Тогдашний глава Министерства обороны Ярослав Надь заявил, что ведомство подготовило юридический анализ, который должен был подтвердить, что правительство действовало в соответствии с конституцией. Через несколько месяцев он опубликовал документ, но, по мнению нынешнего руководства Миноброны, это не юридический анализ, а лишь мнение по теме.
«Согласно заявлениям сотрудников ведомства и представленной документации, в Минобороны не располагало каким-либо анализом, который позволил бы оценить с точки зрения конституционного права компетенцию правительства заключать межгосударственные соглашения в ситуации, когда кабмин потерял доверие парламента», — отметили аудиторы.Кроме того, стало известно, что передача военного имущества сопровождалась существенными административными недостатками. Проверка выявила расхождения в данных, представленных Минобороны и Генштабом. Правительство согласилось пожертвовать оборудование и боеприпасы на сумму 666 млн евро. Фактически, согласно представленным документам, стоимость помощи составила более $ 30 млн. При этом стало известно, что Минобороны Словакии в 2022 и 2023 годах провело некоторые закупки таким образом, что на первый взгляд они выглядели как закупки для нужд словацкой армии, но в реальности настоящей причиной было стремление определить их как излишек и передать Украине. По мнению ВАО, сотрудники министерства действовали с нарушением Закона о бюджетных правилах и могли нарушать свои обязанности по управлению иностранной собственностью. В ВАО также установили, что ведомство закупало боеприпасы десятилетней давности и непригодные для использования в условиях вооруженных сил.
«Боеприпасы не прошли техническую аттестацию, они были без декларирования качества и фактического технического состояния, что означало не только нарушение правил закупок для Вооруженных сил Словакии, но и возможную угрозу для лиц, которые будут обращаться с такими боеприпасами с точки зрения безопасности», — говорится в сообщении.При этом в конце отчета констатируется, что, несмотря на выявленные недостатки и ошибки в передаче военной техники Украине, есть и положительные последствия. Отмечается, что Словакия «самоотверженно оказала немедленную помощь соседней стране», а также получила «возможность избавиться от старой советской военной техники и зависимости от России, одновременно получив средства Европейского инструмента мира, которые можно использовать для построения современной армии XXI века».
Результаты аудита были переданы в правоохранительные органы, где сообщили, что уже занимаются данным вопросом, а выявленные нарушения расследуются как уголовное преступление. При этом в полиции не ответили на вопрос, ведется ли преследование против конкретных сотрудников или должностных лиц Минобороны.
Напомним, до прихода к власти осенью 2023 года правительства Роберта Фицо Словакия оказывала активную военную помощь киевскому режиму. Братислава успела передать Украине вооружение на сумму почти 700 млн евро. В частности, правительство во главе с Эдуардом Хегером приняло 12 постановлений о передаче Киеву в дар системы С-300, МиГов, систем разминирования, боевых машин и сотен тысяч единиц артиллерийских боеприпасов. Еще одну аналогичную резолюцию позже приняло официальное правительство Людовита Одора.