«Пускай лучше пропадет или сгниет, чем продать дешевле». Почему дальневосточная креветка дороже импортной?

«Пускай лучше пропадет или сгниет, чем продать дешевле». Почему дальневосточная креветка дороже импортной?

Креветка, выловленная в Дальневосточном бассейне, гораздо дороже импортной, как правило, выращенной на марифермах. Формируется такая ценовая деформация рыбопромышленниками и системой HoReCa.

Продинфляция подобралась к отечественному отряду ракообразных незаметно. Еще в октябре поставщики начали уведомлять розничные сети о повышении цен на креветки на 10–15 %. При этом в России продают в основном креветки из-за границы. Самой дорогой креветкой и самым массовым видом считается Ваннамей, на нее приходится 74 % в натуральном выражении. Доля дальневосточной креветки — всего 16 %.

Цены между ними разнятся колоссально: от 800–900 руб. за импортную против 2,7–3 тысячи руб. за один колограмм российской креветки. На разницу в стоимости не повлиял даже тот факт, что Ваннамея стало меньше по причине засухи в Эквадоре, поставляющем в Россию основные объемы. Засуха вызвала перебои в работе гидроэлектростанций, что нарушило работу аквакультурных ферм. Дефицит креветок Ваннамей также связан с несезоном в Азиатско-Тихоокеанском регионе и последствиями супертайфуна «Яги».

Сгладить неприятную тенденцию не может и резко возросший импорт креветок из Китая. За девять месяцев 2024 года он вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 2,7 тысячи тонн. В денежном выражении поставки креветок за январь—сентябрь этого года оказались на 75 % выше, чем в прошлом году, и достигли 12,5 млн долларов. Среди основных направлений китайского экспорта креветок аналитики называют Малайзию, Японию, Республику Корея, Испанию. Доля России составляет только 2 % в весе и менее 1 % в деньгах.

За что такие деньги за нашу креветку? Эксперты полагают, что дороговизна связана с тем, что к концу года квоты на вылов креветок заканчиваются, объемы добычи и предложения сокращаются, тогда как спрос, наоборот, возрастает. На цены еще влияют ослабление курса рубля и подорожание упаковки и производства (на 25 % за последние месяцы). Но больше всего сказываются особенности ценообразования на рынке продовольствия и HoReCa.

«Что касается стоимости креветки, то все зависит от ее качества, размера, глазурирования. Но в целом импортный морепродукт действительно дешевле отечественного», — признается директор сети кафе сингапурской кухни «Дамплинг Репаблик» Елена Волкова.

«Китай и Вьетнам поставляют креветку, которая выращена в доках, в больших объемах, поток огромный, потому ее себестоимость ниже российской, — считает шеф-повар винного ресторана Cantina Владимир Кожевин. — Но у этой стороны — еще одна сторона медали. Если ресторан нацелен только на продажу блюд, то здесь стоит задача уменьшить фудкост, себестоимость и больше заработать. А вся HoReCa традиционно нацелена на работу именно с дешевыми продуктами».

Дешевая — не самая плохая, говорят игроки рынка. Главное — импортная креветка приходит полностью очищенная, при приготовлении нет отработок, потери продукта. «Вместе с тем мы не видим, как ее выращивают и что туда добавляют, чтобы она росла быстрее, была ровной, одна к одной, и красивой, — говорит Владимир Кожевин. — Дальневосточная креветка по качеству колоссально превосходит импортную. Вкуснее, потому что живет в холодной воде. Притом, если не отборная, то вся разного размера. Так что вопрос больше не к тем, кто продает (рыбопромышленникам), а к тем, кто покупает, к общепиту. Так сложилось, что наши рестораны поставили на поток покупку дешевой невкусной креветки, которую балансируют соусами и специями. Эта продукция не всегда качественная.

В целом общепит не нацелен на локальный продукт, в таком случае история сложилась бы другая. Рыбодобывающие компании ориентировались бы на HoReCa, а не на экспорт. Лично я выбираю магаданскую креветку, она потрясающе вкусная, наш ботан не сравнится ни с чем. Работаю на северной креветке, хотя она и стоит две тысячи. Но этот продукт вкусный и, главное, безопасный. Вообще продукты предпочитаю покупать на рынке и у фермеров. Таким образом осуществляется поддержка местного производителя, а потребитель получает классный продукт».

Шеф-повар ресторана «Семь футов» Владимир Ярмоленко считает, что вся загвоздка — в «жадности» производителей продуктов. «У нас со многими продуктами так, что оказывается, импортное купить дешевле, — указал кулинар. — В России идет завышение цен на продовольствие, причем конкретное. Когда пошел урожай или отмечается сезон сбора (вылова) чего-нибудь, ценник не падает, а автоматически растет, потому что продукт свежий, хорошего качества. Пускай лучше пропадет или сгниет, чем продать дешевле. Такая логика у производителя.

Та же красная икра продается в России по гораздо более высокой стоимости, чем за границей. Зачем продавать по нормальной стоимости морепродукты местным, если можно сбыть на азиатские рынки? Также отмечу, что рекламы отечественной креветки практически нет, ее сильно не рекламируют. Пара поставщиков медведки с севера — вот и весь опт. Свежевареную продукцию быстро раскидывают по точкам, цена ее немаленькая, примерно от 1 600 рублей за килограмм.

В повседневной деятельности общепит пользуется в основном «китайщиной», это тигровая креветка размером 10–12 см. Стоимость — 900–950 рублей за килограмм, реже меньше. Естественно, такая креветка выращена в неволе, чем ее «химичили» братья–китайцы, непонятно. Очевидно, если наша креветка была бы конкурентоспособной, продавцы не завышали бы из-за своей жадности цену, рестораторы покупали бы местный дикий продукт. Дальневосточная креветка гораздо полезнее и вкуснее. Весь вопрос в адекватности цены».

Константин СЕРГЕЕВ, «Конкурент»

 

PRIMPRESS PRIMPRESS

11:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025