Количество жалоб на интернет-мошенников резко выросло с начала 2024 года
На 30% выросло за девять месяцев 2024 года количество обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека, связанных с телефонным и интернет-мошенничеством. А суммарное количество денег, вытянутых злоумышленниками у граждан, к началу 2025 может составить рекордные 250 миллиардов рублей. Такие цифры привели участники прошедшего в четверг, 14 ноября, заседания комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ, посвященному новым формам кибермошенничества. «Парламентская газета» рассказывает главное.
«Есть острый запрос на защиту себя и своей собственности»Как сообщил в ходе заседания врио начальника Управления защиты прав человека в уголовном процессе Владислав Григоров, существенный рост обращений в связи с интернет- и телефонным мошенничеством фиксируют все правозащитные ведомства.
«По данным нашего аппарата число подобных обращений за девять месяцев 2024 года выросло на 31 процент, — пояснил Григоров. — МВД с начала года также зарегистрировало на 20 процентов больше преступлений в соответствующих сферах, нежели в аналогичный период предыдущего. Все говорит о том, что у граждан есть острый запрос на их защиту и защиту их собственности и сбережений от действий мошенников».
Легко сказать, да непросто сделать. Мошенники эволюционируют бешеными темпами, постоянно осваивая новые технологии. Так, вице-президент по кибербезопасности ПАО «Сбербанк» Сергей Лебедь сложившуюся на сегодняшний день ситуацию назвал «пандемией» и спрогнозировал суммарные финансовые потери населения от действий мошенников по итогам 2024 года в 250 миллиардов рублей.
«В 2021 году действия мошенников были направлены в основном на сбережения граждан, — отметил Лебедь. — В 2022 они научились вынуждать граждан брать кредиты, в 2023-м — продавать недвижимость. Сейчас к этому добавился еще и терроризм, когда граждан заставляют совершать преступления помимо вымогательства у них денежных средств».
От нейросетей до SIM-боксовПри этом по мере решения одних проблем появляются новые. Так, в начале года государство при поддержке банковского сектора и операторов связи боролось с подменой номеров. Успеха достигли — подменный трафик в России, по словам Лебедя, сегодня почти не фиксируется. Но мошенники перетекли в мессенджеры и облачные АТС — сегодня на них приходится 45 и 36 процентов мошеннического трафика соответственно.
«Еще одно оружие — SIM-боксы, — рассказал Лебедь. — Это устройства, к которым можно одновременно подключить несколько сотен или даже тысяч сим-карт, которые потом используются для звонков или регистрации аккаунтов в мессенджерах и соцсетях. Изначально они создавались для расширения возможностей услуг связи. Но сегодня ими по основному назначению никто не пользуется. При этом сим-боксы компактны — их можно легко установить, например, на съемной квартире. А самое главное — они без труда приобретаются через любые открытые интернет-площадки, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Сейчас, по нашим данным, в России есть около 150 локаций, где они установлены».
Эксперты назвали пять самых высокооплачиваемых профессий
Нет ответственности и за деятельность так называемых фродов. Это люди, которые в обмен на денежное вознаграждение предоставляют мошенникам свои карточки и банковские реквизиты, чтобы через них перекачивались ворованные деньги. Сегодня в эту грязную работу вовлечены несколько миллионов человек — в основном молодежь, попавшаяся на обещания легкого заработка.
Кроме того, злоумышленники все активнее осваивают искусственный интеллект. Например, в недрах интернета существуют программы, которые позволяют на основе утекших данных составить краткую справку о любом человеке, который попадет в зону внимания мошенников. Другие программы — генеративные — дают возможность создавать практически неотличимые от реальных образцы голоса и внешности. Причем последние, зачастую, лежат в открытом доступе и осваиваются буквально в два клика: так, чтобы подменить голос, нужен лишь образец или набор образцов длительностью от получаса до часа. А сама генерация происходит за одну-две минуты.
Ну и, наконец, главное — по словам Лебедя, все активно принимаемые на всех уровнях меры просвещения народа, от агитплакатов до обучающих роликов, как правило, не работают. Отчасти это объясняется тем, что мошенники, общаясь с жертвами, не импровизируют, а действуют по заранее подготовленным скриптам, которые постоянно совершенствуются. Отчасти — наивностью самих граждан. Особенно пенсионеров — а пенсионером среди жертв, как показывает статистика, стабильно оказывается каждый пятый.
Также участники обсуждения сошлись на том, что в стране не хватает какого-то конкретного органа, единой системы управления рисками кибербезопасности. Ведь спектр средств и приемов мошенников огромен: что-то относится к ведению Минцифры, что-то — к Центробанку, что-то к МВД. Кроме того, отсутствует оперативное взаимодействие между всеми указанными ведомствами, что существенно затрудняет как расследование уже совершенных преступлений, так и предупреждение новых.
«Зона прогресса и зона опасности»Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков в свою очередь указал на необходимость создания отдельной, глубоко проработанной нормативной базы, которая касалась бы различных вопросов развития и использования искусственного интеллекта.
«Здесь нужна система законов, — подчеркнул сенатор. — Я напомню, что в свое время главные разработчики систем искусственного интеллекта, в числе которых был, например, Илон Маск, написали декларацию, в которой призвали все страны затормозить развитие ИИ хотя бы на год, чтобы разобраться с возможными последствиями его применения. Искусственный интеллект сегодня становится зоной опасности. Да, он же и зона прогресса — по крайней мере сегодня будем так считать, хотя посмотрим еще, куда этот прогресс нас заведет. Но он же и зона возможных злоупотреблений. Поэтому нужно активно работать в этом направлении, чтобы по мере развития технологий не ставить под все большую и большую угрозу благополучие граждан».