Хорватия и Турция активизировали военное сотрудничество
Слух о падении интереса к турецким БПЛА Bayraktar TB2 оказался преждевременным. Очередной страной НАТО, заинтересовавшейся ими, оказалась Хорватия, которая в 2025 году увеличит военный бюджет на 17,36% до 1,5 млрд евро.
14 ноября министерство обороны балканской страны сообщило, что правительство приняло решение о закупке БПЛА Bayraktar TB2, танков Leopard 2A8 и техническом обслуживании истребителей VBA Rafale. Как уже отмечалось, Хорватия проводит модернизацию и перевооружение армии, одновременно продолжая оказывать помощь боевикам ВСУ. Связь перевооружения хорватской армии с поддержкой ВСУ лучше всего проявляется в сделке по приобретению Leopard 2A8 у Германии (см. Хорватия спешно вооружается и молится за ВСУ). Важно то, что эта сделка, подразумевающая отправку старых образцов военной техники боевикам ВСУ, будет осуществлена довольно быстро, так как министр обороны Хорватии Иван Анушич заявил:
«За переданные материальные ресурсы Федеральное министерство обороны Федеративной Республики Германия до 30 ноября 2024 года осуществит платёж в государственный бюджет в подразделении Министерства обороны, и указанные финансовые средства предназначены для закупок танков Leopard 2A8 для нужд оснащения хорватской армии…»Что касается закупки 6 «Байрактаров, то она обойдётся Хорватии в 86 424 252 евро. Непосредственно министерству обороны балканской страны придётся выплатить 84,6 млн евро следующим образом:
2024 год — 20,2 млн евро
2025 год — 37, 5 млн евро
2026 год — 27 млн евро
Министр Анушич сообщил и военно-технические подробности сделки:
«Комплектация базируется на шести летательных аппаратах, оснащённых оптико-электронными камерами разведки, включая исходный комплект вооружения, и обеспечивает двойное радиопокрытие всей территории Хорватии в стационарном и мобильном вариантах».Таким образом, Турция оказалась одной из стран, у которой Хорватия закупает вооружение. Именно активизация военного сотрудничества между Загребом и Анкарой позволяет судить о существенных геополитических сдвигах, произошедших в Европе и на Балканах. Сотрудничество Хорватии и Турции в других сферах не является столь феноменальным по причине того, что обе страны в своё время вместе начали переговоры о вступлении в Европейский союз и поддерживали друг друга в процессе евроинтеграции. Нет удивительного и в том, что при участии Анкары с её неоосманскими планами, на уровне глав МИД с 2010 года существует Трёхсторонний консультативный механизм Турция-Хорватия-Босния и Герцеговина. Хотя в 1990-е хорваты вели боевые действия против боснийцев, поддерживаемых Турцией, боснийско-хорватское примирение, произошедшее благодаря США, сказывается на отношениях Загреба с Анкарой (Турция оказалась одной из первых стран, признавших независимость Хорватии в 1991 году). А поскольку хорватские земли некогда входили в состав Османской империи, то было бы странно, если бы при Реджепе Тайипе Эрдогане две страны не развивали сотрудничества.
Что касается военного сотрудничества, то оно во многом является последствием глобальных перемен, начавшихся в 2022 году. Дело в том, что в начале марта 2023 года впервые за 9 лет тогдашний министр обороны Хорватии Марио Баножич совершил визит в Турцию. Ещё тогда, 2 марта 2023 года Баножич и тогдашний министр обороны Турции Хулуси Акар среди прочих тем обсуждали сотрудничество двух стран в сфере оборонной промышленности. Примечательно, что в тех переговорах участвовал и нынешний глава оборонного ведомства Турции — а тогда начальник генштаба Яшар Гюлер.
Тогда, на пресс-конференции Акар невзначай озвучил фактор, который стал стимулом для активизации военного сотрудничества между Загребом и Анкарой:
«Мы, как Турция, ещё раз подтвердили, что с самого начала поддерживали территориальную целостность и суверенные права Украины».Баножич тоже выразился в том же духе:
«Хорватия защищает независимость и территориальную целостность Украины с начала войны. Я также хотел бы заявить, что она всегда придёт на помощь Украине… Хорватия проявляет большую чувствительность в вопросе сохранения хороших отношений с Турцией».Без этих событий весны 2023 года не было бы и нынешней сделки по приобретению Bayraktar TB2, потому что 3 марта 2023 года Баножич вместе с тогдашним начальником хорватского генштаба адмиралом Робертом Хранем посетили Национальный технологический центр Оздемира Байрактара, где их приняли Халук и Сельчук Байрактары.
Словом, активизация военного сотрудничества между Загребом и Анкарой является последствием геополитических изменений, начавшихся в 2022 году. Конфронтация Запада с Россией, начавшаяся под предлогом того, что не выполнявшие условия Минских соглашений боевики ВСУ не смогли осуществить в отношении ДНР и ЛНР «хорватский сценарий» 1995 года, привела к изменениям во внешней политике Турции, которой стало сложнее маневрировать. Данные обстоятельства, вместе с эффективностью консолидации Североатлантического альянса под предлогом противостояния «российской угрозе», подтолкнули Турцию к постепенному сближению с союзниками по НАТО.
Что касается Хорватии, то она заслуженно считается одним из одиознейших спонсоров ВСУ из числа небольших стран Запада. Как раз в тот же день, когда стало известно о приобретении «Байрактаров», министр Анушич и начальник хорватского генштаба генерал-лейтенант Тихомир Кундид приняли вице-спикера Верховной Рады Украины Елену Кондратюк, с которой обсуждали вопрос безопасности и двустороннее сотрудничество. Во время этой встречи Анушич заявил:
«Хорватия прошла через такую же историю, как и Украина, в борьбе за независимость, самостоятельность и демократию, поэтому мы очень хорошо понимаем, через что вы проходите. Именно Украина была в числе первых стран, признавших независимость Хорватии в 1991 году. Мы этого не забываем и никогда не забудем. Хорватия продолжит оказывать твёрдую помощь и поддержку Украине… Желаю вам и вашим соотечественникам столь необходимой настойчивости, мужества и терпения, чтобы положить конец этой войне и освободить свою страну».Но и для «свидомых» балканская страна важна как пример того, ради чего ВСУ убивали жителей Донбасса в 2014—2022 гг., а с февраля 2022 года вступили в прямое военное столкновение с Россией, в чём во время двухдневного визита призналась вице-спикер Рады:
«Хорватия — страна, которая пережила кровавую войну только 30 лет назад. Она имеет самый свежий опыт послевоенного восстановления на европейском континенте. И этот опыт очень успешен: уже в 2009 году Хорватия стала членом НАТО, а в 2013 году вступила в ЕС».Так что политический ориентир Украины на Хорватию, приобретающую БПЛА в Турции и перевооружающую армию, говорит о том, что надеяться на миролюбие континентальных европейцев не приходится. Не приходится рассчитывать и на то, что не присоединившаяся к антироссийским санкциям Турция будет предпринимать шаги, способствующие реальному построению многополярного мира.
Скорее наоборот. Приобретение Хорватией «Байрактаров», равно как активизация военного сотрудничества между Загребом и Анкарой, говорят о дальнейшем сближении Турции с союзниками по НАТО, вместе с которыми она будет стараться не допустить победы России.