Налоговая политика в Российской империи

Налоговая политика в Российской империи

Ежегодно 21 ноября в нашей стране отмечают День работника налоговых органов РФ. Известный историк, профессор Сибирского университета потребительской кооперации, доктор исторических наук Владислав Кокоулин рассказал «ЧС» об истории сбора налогов и финансовых реформах в Российской империи во второй половине XIX века и в начале ХХ века.

– Владислав Геннадьевич, какие важные факторы привели к необходимости реформировать налоговую систему в Российской империи во второй половине XIX века?

– Прежде всего, это было связано с реформами Александра II, и, в частности, с отменой крепостного права. Хотя, конечно, следует начать разговор с истории финансовой реформы, в результате которой в 1860 году в Российской империи появился Государственный банк, который должен был оживить торговый оборот и укрепить денежную кредитную систему. Затем последовала реформа 1862 года, когда была снята секретность с государственного бюджета, через два года появились контрольные палаты, призванные контролировать расходование бюджетных средств. Кстати, еще через два года отчёты по контролю за расходованием бюджетных средств стали публичными.

Если вернуться к реформам налоговой системы, то давайте вспомним из школьного курса, что крестьяне после освобождения от крепостного права должны были платить выкупные платежи. Так вот, они были явно больше доходов крестьян. В итоге стали накапливаться постоянно растущие недоимки. По губерниям рассылались воинские команды, которые конфисковывали имущество у крестьян. А это, в свою очередь, снижало возможности уплаты налогов. В итоге, к концу правления Александра II стало понятно, что выкупные платежи необходимо снижать.

Недоимки списывали несколько раз. А следующий император Александр III их вообще почти полностью отменил.

– А какие новые налоги были введены при Александре III?

– Например, акциз на спички, налоги на наследство и налог на денежный капитал.

Однако основные реформы финансовой и налоговой систем были связаны с Русско-турецкой военной кампанией 1877–1878 годов, в результате которой государственный долг возрос на 1,5 миллиарда рублей, а курс бумажного рубля упал до 60 процентов. После этого с лёгкой руки известного писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина россияне говорили: «Раньше за границей за рубль полтину давали, а теперь будут давать в морду». Правительство было вынуждено реагировать, и в 1881 году началось изъятие временных выпусков кредитных билетов путем ежегодного погашения.

27 июня 1887 года комитет финансов обсуждал, каким образом пополнить казну. Было предложено несколько вариантов, в том числе увеличить добычу золота, внешние займы и экспорт товаров. Решили прибегнуть к последнему средству. Начался форсированный экспорт сельскохозяйственной продукции. Вся система налогов и таможенных пошлин была направлена на поощрение этого экспорта. Именно тогда появился лозунг «Недоедим, но вывезем».

– А каким образом была реформирована налоговая система?

– К реформе налоговой системы приступили в 1879 году. Вместо Податной комиссии, которая занималась отменой подушной подати, была создана новая под председательством министра финансов Самуила Грейга. Комиссия решила заменить подушную подать тремя новыми налогами: подоходным – 3 процента от торговли, промыслов и личного труда, личным – по одному рублю со всех мужчин в возрасте от 18 до 55 лет, и усадебным. Однако подобная реформа, которая позволяла снизить крестьянские платежи, не получила поддержку правительства.

– Что было предложено вместо этой реформы?

– Идею налоговой реформы сформулировал главный критик предложений Самуила Грейга – товарищ министра финансов Николай Бунге. Он также предложил снизить выкупные платежи с крестьян, но, чтобы компенсировать потери бюджета, предложил повысить налоги на промышленность.

Но первым крупным шагом в реформировании податной системы стала отмена в 1880 году соляного налога, который принадлежал к числу старейших в России и составлял 25–30 копеек на душу населения, что увеличивало подушную подать примерно на 20 процентов. Отмененный налог решили компенсировать увеличением таможенных пошлин.

В дальнейшем Бунге стал стремиться перенести налогообложение с крестьян на другие группы населения, в меньшей степени затронутые налогами. Так, стали взиматься налоги на наследство, пятипроцентный налог с денежных капиталов. Причем этот последний налог постоянно увеличивался.

Следующей стала реформа промыслового налога. Ранее его уплачивали в виде патента на право торговли и промыслов. Этот налог сохранили, но к нему добавили процентный и раскладочный налоги, которые уже взимались в зависимости от доходности предприятия.

Если же подводить итоги реформам Бунге, то следует отметить, что налоговая система изменилась в принципе. Впервые в истории России распределение налогового бремени стало зависеть не от сословной принадлежности, а от платежной способности различных слоев населения, и к обложению налогами были привлечены доходы имущих групп населения.

Однако в дальнейшем реформы пошли по другому пути. Вместо введения потенциально выгодной для казны водочной монополии было решено усилить косвенное обложение и увеличить ставки некоторых прямых податей. Так, были установлены новые акцизы на керосин и спички, повысился акциз на спирт и табак, увеличился гербовый сбор и цена актовой бумаги; были повышены ставки поземельного налога, раскладочного сбора с торговых и промышленных предприятий, проведено дополнительное обложение акционерных обществ. Были увеличены таможенные пошлины на каменный уголь, чугун, металлы и металлические изделия. А также пошлины на чай, апельсины, лимоны, пряности, сельдь и табак. В итоге такой политики весьма мало товаров осталось беспошлинными.

– Выиграла ли казна от этих налогов и пошлин?

– Казна выиграла, но проиграли рядовые налогоплательщики. Конечно, таможенное обложение способствовало повышению цен на товары, произведённые отечественной промышленностью, но весь таможенный доход оплачивали рядовые налогоплательщики.

– Что изменилось в налоговой системе с началом правления Николая II?

– Здесь необходимо уточнить – не с началом правления Николая II, а с началом деятельности в 1892 году Сергея Витте на посту министра финансов. Он последовательно выступал за усиление налогового бремени. В итоге сумма собранных налогов увеличилась с почти 702 миллионов рублей в 1892 году до одного миллиарда рублей в 1902 году.

– За счёт каких налогов был достигнуть столь небывалый рост доходов казны?

– Прежде всего, за счёт резкого увеличения косвенного обложения. В 1892 году налог с пива был увеличен на 50 процентов, со спичек – на 100 процентов, нефтяной акциз – на 50 процентов, патентный табачный сбор – на 50 процентов. Были подняты ставки налога с недвижимого имущества и торгово-промышленных предприятий. Также была введена винная монополия.

– В чём отличие винной монополии от акциза?

– Акцизная система предоставляла свободу как производства, так и продажи водки. Правительство следило лишь за правильной уплатой акциза. Теперь же правительство сконцентрировало всю торговлю спиртными напитками (как розничную, так и оптовую) в казённых заведениях – оптовых складах и винных лавках.

Необходимость введения этой монополии сопровождалась разъяснениями в газетах о том, что правительство заботится о «народной трезвости», а также борется с кабатчиками, которые завышали цену на водку, разбавляли её и обманывали при продаже.

Часто говорят, что российский «пьяный» бюджет был уникальным явлением. Но это не так. Конечно, доля этого дохода в бюджете страны в России была выше, чем во Франции, но ниже, например, чем в Англии. Так что это было достаточно распространённой практикой в других странах.

Кроме того, увеличение налогов на предпринимательскую деятельность теперь имело смысл. Раньше патентная система (введённая в 1824 году) допускала неравномерность обложения. Так, кредитные и банковские учреждения с капиталом свыше 50 тысяч рублей должны были выкупать свидетельство первой гильдии. В итоге предприниматели с капиталом, допустим, в 60 тысяч рублей и акционерные банки с капиталом в десятки миллионов рубелей платили одинаковый налог. Введённые при Бунге налоги, хотя и учитывали размер капиталов, но оставались относительно невысокими: они составляли всего 4 процента от дохода, в то время как владельцы недвижимых имуществ, уплачивали, например, 6,5 процента. Теперь же Витте добился того, что этот налог был не только подоходно-прогрессивным, но и расширился. Налог стали платить новые отрасли промышленности: лесная, скотопромышленность, хлеботорговля, горная и металлообрабатывающая промышленность, а также «личные промысловые занятия»: приказчики, коммивояжеры, биржевые маклеры и так далее. В итоге налог на предпринимательскую деятельность в начале ХХ века стал главной статьёй прямого обложения.

Такая система сбора налогов, сложившаяся в конце XIX века, просуществовала до начала Первой мировой войны. Правда, в 1916 году был введен подоходный налог, но до февраля 1917 года его так и не удалось ни разу собрать.

– Давайте попробуем нарисовать портрет типичного налогоплательщика в Российской империи в конце XIX – начале ХХ века.

– В середине XIX века налоги платили крестьяне и городские жители (мещане), а дворянство, духовенство и казаки налогов не платали. В среднем подушная подать составляла 95 копеек в год с человека. Однако разного рода дополнительные налоги (соляной и питейные налоги, натуральные повинности, земский сбор и другие) увеличивали эту сумму примерно до 4,5 рубля в год.

После отмены крепостного права крестьяне платили выкупные платежи (плата по системе ипотеки выданной казной ссуды на выкуп земли у помещиков) составляли около 6 рублей в год. Поскольку постоянно накапливались недоимки, правительство частично списывало долги крестьян, но полностью недоимки отменили только с началом столыпинской реформы.

В 1863 году подушная подать с мещан была заменена налогом на недвижимость. После реформ Витте основное бремя налогов было перенесено с рядовых налогоплательщиков на предпринимателей.

Такая категория российских жителей как рабочие получали в 1913 году в среднем 37 рублей в месяц. Из них на питание уходило около 17 рублей, на одежду – 6 рублей, на водку и табак – 2 рубля. А на сборы и налоги – лишь 30 копеек, то есть меньше одного процента доходов.

Если же сравнить налоги в Российской империи с налогами в других странах (для удобства переведём в рубли), то мы увидим следующую картину: в Англии – 48 рублей, Франции – 41 рубль, Германии – 27 рублей, а в России – 11 рублей. Правда, необходимо учитывать и более низкий уровень доходов россиян.

– А какие налоги платили жители Новониколаевска в начале прошлого века?

– Основным был, конечно, сбор с домовладельцев. В 1913 году он составлял почти половину доходной части бюджета города. А вместе со сбором с торговых и промышленных предприятий он составлял уже более 60 процентов городского бюджета. Кстати, Новониколаевск занимал третье место после Томска среди городов Западной Сибири по сбору платежей с недвижимости, торговли и промышленности, и второе – по доходам от оброчных статей и сборов с городских предприятий. При этом сбор с торговли и промыслов с 1908 по 1913 годы вырос почти в 3 раза, а с городских сооружений и предприятий – почти в 10 раз. Разумеется, это было связано не с повышением налогов, а со стремительным ростом молодого города.

Были и другие налоги. Например, такой налог как сбор за содержание дворовых собак с домовладельцев. Он приносил в городской бюджет 600 рублей ежегодно.

Были сборы за места, занятые крыльцами, сбор за адресные листки и за домовые книжки, трактирный сбор буфетов на пароходах, пристающих к пристаням Новониколаевска, сбор с велосипедов, сбор с лошадей и экипажей частных лиц.

Был налог на автомобили – 30 рублей в год. Правда, в Новониколаевске его платил только один человек, у которого был автомобиль, – Иннокентий Маштаков, сын владельца городского универмага.

Таким образом, основную долю доходов, как в Российской империи, так и в Новониколаевске, составляли средства налогоплательщиков.

Сообщение Налоговая политика в Российской империи появились сначала на ЧС-ИНФО.

 

«Сибирское слово» «Сибирское слово»

14:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024