Есть нельзя худеть: РПП у детей и подростков
21 ноября департамент образования мэрии Новосибирска провел общегородское родительское собрание по актуальным вопросам организации питания и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников образовательных организаций города. Лектором выступила старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, психолог, специалист по психологической коррекции нарушений пищевого поведения Анна Сиюткина.
«Еда — очень важная часть нашей жизни. В первую очередь – это источник энергии. Однако неправильно сводить её роль исключительно к удовлетворению физиологических потребностей. Но проблема возникает тогда, когда мы начинаем использовать еду в непищевых целях», – сказала Анна Сиюткина
Такие расстройства пищевого поведения как анорексия, булимия, бигорексия, арторексия, к счастью, встречаются не на каждом шагу. Однако, имеет смысл в этом разобраться, ведь манифестация всех этих проблем происходит в подростковом возрасте. Если вы являетесь родителем, стоит внимательно присмотреться к тому, как ваш ребенок строит отношения с едой.
Анорексия
Природа этого расстройства до сих пор не ясна. Существует предположение, что на развитие анорексии влияет ряд генетических факторов. Есть так же мнение, что она может появиться в результате нарушения микробиома. Нельзя отрицать и влияние социальной и культурной среды. Но факторы семейного воспитания играют очень важную роль в развитии такого расстройства. Анорексия часто развивается у девочек, которые растут в семье с гиперконтролирующей матерью. Поэтому объектом для построения отношений для такого ребенка становится лишь его собственное тело.
«Конечно, все мы испытываем определенные трудности в отношениях с собственным телом в подростковом возрасте. Мы все перестаем себе нравиться. Заниженная самооценка в этот период — это нормально. И многие девочки пытаются сесть на диету, чтобы стать прекрасными «феями», как в диснеевских мультфильмах. При этом 98 из 100 девочек плюют на такое решение уже через две недели. Потому что это сложно и требует очень строгого контроля, который у нас есть в других сферах жизни. Но всегда найдется девочка, которая будет получать от этого удовольствие», – утверждает специалист.
Признаки анорексии по DSM-V: крайне низкая масса тела, нарушение его восприятия, интенсивный страх набора веса, исключительная сосредоточенность на нём как на проблеме, отрицание собственной болезни.
Изменения в поведении: появление новых пищевых и кулинарных привычек, попытки избежать семейных трапез, питание втайне, очень медленная, избирательная и низкокалорийная еда, опустошение холодильника, внезапно появившаяся «аллергия» на некоторые продукты, избегание мероприятий, на которых предлагается угощение.
Около 60-70 процентов запущенных случаев анорексии страдают кахексией — это крайнее истощение мышечной массы и внутренних органов. При этом 25-30 процентов таких случаев приводят к летальному исходу.
Все основные вопросы, связанные со здоровьем ребенка, решает педиатр. Однако выбор специалиста, который будет работать с аноректиком, — это ответственность родителей. Кроме того, это всегда подразумевает подключение к решению данной проблемы полипрофессиональной бригады: врачи-терапевты, гастроэнтерологи, эндокринологи, психиатр и психолог.
Особенности структуры личности людей с нарушенным типом пищевого поведения: стремление удовлетворить потребности других, диссоциация, перфекционизм, суетливость, иррациональные негативистичные убеждения.
Булимия
Это расстройство пищевого поведения, которое представляет собой повторяющиеся приступы переедания. Во время этого человек теряет контроль над едой и собственной жизнью. И следствием этого обязательно становится компенсаторное поведение, то есть попытки самыми разными способами избавиться от съеденной пищи.
Чаще всего булимией страдают девочки, которые с раннего детства чувствуют себя крупными. Они проходят по верхним границам нормы веса и роста. Булимики — это люди, у которых много претензий к своему телу. Они не чувствуют себя в нем комфортно и хотят, чтобы оно изменилось, но по факту мало что могут с этим сделать.
«Девушки, предрасположенные к булимии, склонны демонстрировать эпатажное поведение. Для них характерны ранние социальные пробы, связанные с курением, употреблением алкоголя, сексуальной жизнью и другое. Но даже при таком поведении, направленном на привлечение внимания, они не пользуются популярностью. Поэтому переключают свой фокус на вес и попытки построить отношения хотя бы с собственным телом, если они не выстраиваются с другими людьми», – сказала Анна Сиюткина.
Булимия — это состояние, которое, как и анорексия, требует вмешательства. Ведь если подросток вызывает рвоту несколько раз в неделю в течение месяцев, это может привести к необратимым медицинским последствиям, таким как истощение пищевода или его разрыв. Кроме того, несвоевременное оказание медицинской помощи также может обернуться летальным исходом.
Эмоциональный профиль людей с РПП: тревога – результат жизни в условиях постоянной конкуренции, вина – чувство, что я сделал ошибку (конфликт с идеальным Я), стыд – чувство, что я сам — ошибка.
Бигорексия
Такое расстройство пищевого поведения также называют мужской анорексией. Бигорексия — это состояние, когда спорт становится смыслом жизни. Все, что происходит в течение дня – работа, друзья, общение с романтическим партнером, обязательства и даже удовольствие – отходят на второй план. Бигорексия связана с популяризацией здорового образа жизни, огромным количеством фитнес-центров, онлайн-тренеров или любых других сервисов, которые говорят нам, что нужно строить идеальное тело, заниматься спортом, быть идеальным.
«Под влияние этого расстройства попадают мальчики, которые не справлялись с конкуренцией со своими более сильными и успешными товарищами. Обычно их называют «хлюпиками», они сталкиваются с насилием из-за свой слабости, не пользуются популярностью у девочек. И бигорексия становится таким компенсаторным поведением. Поэтому удовольствие от красоты собственного тела – главный фетиш бигорексов», – рассказывает Анна Сиюткина.
Орторексия
Это расстройство, связанное с очень высоким уровнем тревоги по поводу того, что еда опасна. Страдающие им люди тратят много времени на походы по магазинам, изучение состава продуктов, который не всегда их удовлетворяет, поэтому они могут искать дополнительную информацию в Интернете, чтобы узнать о «подводных камнях». Считается, что к орторексии склонны люди, которые в раннем возрасте не получили необходимого тепла и внимания, чувства безопасности и базового доверия к миру.
«Я не говорю, что человеку не стоит обращать внимание на то, что он ест. О чистоте питания нужно заботиться. Но когда это становится навязчивой идеей, когда он видит вред абсолютно во всем и в итоге ограничивает свой рацион продуктами, которые считает не опасными, это сильно невротизирует», – сказала специалист.
Приступообразное переедание
Помимо тела, объектом наших отношений может стать и сам прием пищи. Люди, у которых нарушен тип пищевого поведения, пытаются справиться со своими негативными эмоциями с помощью еды. Они не страдают компенсаторным поведением. Вся пища, которую они проглотили, остается в них. С физиологической точки зрения (энергетической ценности) она не нужна организму, поэтому в конечном итоге это приводит к формированию лишнего веса.
«Мы все периодически страдаем от приступов переедания, особенно в праздники. Но для здорового человека одним разом всё заканчивается. А люди, для которых еда – это способ решить свои эмоциональные проблемы, переедают регулярно. Они чувствуют себя виноватыми в том, что не могут справиться с этим, контролировать себя. Опустошая холодильник, такой человек прекрасно понимает, что съел гораздо больше, чем нужно. Он даже обещает себе, что этого больше никогда не повторится, но потом всё равно срывается и получает новый приступ. Когда эмоциональная сфера не регулируется, еда становится механизмом, который каким-то образом спасает нас от необходимости контакта с нашими негативными эмоциями», – утверждает Анна Сиюткина.
Компульсивное переедание
Для данного расстройства характерны приступы повышенного аппетита без чувства голода, а также ощущение вины и злости на себя из-за переедания. Компульсивные едоки находятся в постоянной дисфории. Они грустные, злые и всё время хотят есть, потому что еда — единственное, что не вызывает у них негативные эмоции. В итоге, даже если человек не впадает в тяжелые расстройства пищевых привычек, это приводит его к неприятным последствиям в зрелом возрасте.
«Истоки» расстройства пищевых привычек
В нашей педагогической культуре еда — это способ выразить свое отношение друг к другу. Мы очень рано приучаем наших детей к тому, что она может быть способом решения проблем. Когда ребенок плачет или сердится, он не справляется со своими эмоциями, так как его навык саморегуляции еще не работает. Родителю некомфортно от того, что его дочь или сын находится в плохом эмоциональном спектре. Тогда он предлагает своему ребенку самое простое решение – съесть конфету или печенье. И так может происходить регулярно. Поэтому эти пищевые привычки закрепляются, а многие из них сохраняются на всю жизнь.
«Родителям необходимо в первую очередь пересмотреть свои пищевые привычки, а не ребенка. Но, самое главное, если мы говорим об организации питания в семье, — перестать использовать еду в непищевых целях. Если ваши дети уже взрослые или подростки, вы можете апеллировать к их рациональной составляющей. Но объяснить это маленькому ребенку не получится, поэтому вам сами нужно стать для него примером. Дети быстро адаптируются к привычкам взрослых, для них корректировка питания пройдет незаметно», – сказала специалист.
Если ваше ребенок отказывается доедать пищу, не нужно его заставлять. Чаще всего это связано с нарушением работы желудочно-кишечного тракта, с пониженной кислотностью, с неспособностью переваривать пищу. Поэтому специалист рекомендует в первую очередь отвести ребёнка к врачу.
Деструктивные семьи, в которых чаще всего вырастают дети с РПП
Достигаторы. У этих семей есть четкое представление об успехе. Их особенность в том, что они задают планку, не интересуясь мнением своих детях. Ребенок в такой семье пытается оправдать ожидания родителей, стремится достичь этих высоких результатов. Но если он совершает ошибку, ему её не прощают. Более того, если ребенок показывает высокие результаты, он не получает за это похвалу. В результате эти люди, не имея возможности вырваться из водоворота достигаторства, сами ставят перед собой недостижимые цели, винят себя за них, а единственное утешение находят в еде.
Оценивающие семьи. В этом случае, чтобы ни сделал ребенок, найдется изъян, на который ему укажут. В такой семье он не получает безусловную похвалу и должен ее заслужить. Таким образом, когда родитель оценивает своего ребенка и навешивает на него ярлыки, он формирует его самооценку.
Спутанные семьи. Иными словами, с нарушенной структурой и границами. Это семьи, где ребенок не понимает, кто главный и кого нужно слушаться. Часто в них отсутствует роль отца по тем или иным причинам, а воспитанием детей занимаются мама и бабушка с разными педагогическими позициями. Ещё одна особенность таких семей – это неуважение к личным границам ребенка. Родители заходят в его комнату без стука, смотрят телефон, разглядывают личные вещи, что не добавляет позитива.
Дистантные (мертвые) семьи, в которых между ее членами практически полностью отсутствует эмоциональная связь. Родители не хвалят своего ребенка, а констатируют факт. Они не конфликтуют с ним, а наказывают молчанием, чтобы он сам понял, где поступил неправильно. Таким образом они просто разрывают дистанцию и нарушают норму отношений между взрослым и ребенком.
«Семья — это место, где человек должен чувствовать себя в безопасности. Конечно, у родителей есть требования к своим детям. Но они должны быть реалистичными, соответствовать возрасту ребенка и не становиться катастрофой в случаи их несоблюдения», – подытожила Анна Сиюткина.
Фото: freepik.com
Сообщение Есть нельзя худеть: РПП у детей и подростков появились сначала на ЧС-ИНФО.