«За наших читателей — смелых ребят, и за нас — рядовых пера!»
На сайте «53 новостей» продолжается новая рубрика «Новгород: стихи и песни войны», приуроченная к грядущему 80-летию Победы. Каждую неделю мы вместе с сотрудниками Новгородской цифровой библиотеки рассказываем о «рядовых пера» Великой Отечественной войны — фронтовых поэтах, и о том, как стихи и песни помогли нашему народу победить фашизм.
В этой рубрике вы увидите известные имена, легендарные строки — и те, что сегодня почти забыты… Но все они так или иначе будут связаны с нашими новгородскими землями.
Они забудутся не скоро,
Сраженья у Мясного Бора,
У Спасской Полисти, у Званки,
На безымянном полустанке.
Герой нового материала — Анатолий Тимофеевич Чивилихин. Участник Великой Отечественной войны, боев на Новгородской земле, один их самых искренних и честных фронтовых поэтов. Сегодня его имя вспоминают незаслуженно редко. А после того, как в 80-е годы вся страна зачитывалась романом-эссе его двоюродного брата Владимира Чивилихина «Память», имя Анатолия Чивилихина даже литературоведы нередко путали с автором романа.
Между тем маршал Мерецков в своих мемуарах «На службе народу» упоминает Анатолия Чивилихина среди имен литераторов, внесших особый вклад в победу на Северо-Западном и Волховском фронтах, наряду с Всеволодом Вишневским, Александром Чаковским, Всеволодом Рождественским, Павлом Шубиным, Александром Гитовичем.
Поэт Анатолий Чивилихин имел право говорить и писать от имени солдат-волховчан. Студент-химик, начинающий поэт, выпустивший перед войной свою первую книгу стихов, Анатолий Чивилихин в августе 1941-го добровольцем уходит на фронт. Окончив курсы переквалификации начсостава Балтийского флота, поэт становится командиром взвода морской пехоты 310-й дивизии 4-й армии, державшей оборону на правом берегу Волхова от Киришей до Грузина, что в 12-ти километрах восточнее Чудова.
Офицер Анатолий Чивилихин особенно отличился в Тихвинской операции, проявив мужество и личную храбрость в наступлении на участке железной дороги Волхов-Тихвин 19 декабря 1941 г. В страшном и кровопролитном бою за станцию Сорокино, которая несколько раз переходила из рук в руки, в штыковой схватке сходились красноармейцы и еще по-настоящему не утомленные войной молодые немцы.
В этом затяжном бою младший командир Анатолий Чивилихин обморозил руки и ноги — на сильном морозе подвели сапоги и варежки. Бойцы притащили его с передовой на плащ-палатке, но идти в медсанбат Чивилихин наотрез отказался, а прибыл в распоряжение дивизионной газеты «Вперед, за Сталина!» На другой день на первой странице газеты крупным шрифтом были напечатаны стихи Анатолия Чивилихина «Призыв к ленинградцам».
Политотдел дивизии решил рекомендовать Анатолия Чивилихина для работы в армейской печати. Получив звание майора, поэт уходит в журналистский корпус. И уже как корреспондент армейской газеты «В бой за Родину» часто навещает своих товарищей по оружию на позициях, заглядывает в медсанбат 310-й дивизии, располагавшийся в д. Черницы Чудовского района: расспрашивает вышедших из недавнего боя, читает свои стихи глуховатым, но сильным голосом. Бойцы любили его за душевность, искренность, верность фронтовой дружбе. Печатался Анатолий Чивилихин и во «Фронтовой правде» — газете Волховского фронта.
Труду военных корреспондентов посвящено замечательное его стихотворение «За рядовых пера!»:
Мы «Войну и мир» не напишем, нет —
Хоть записок у нас гора,
Но не обойтись ни одной из газет
Без нас, рядовых пера!
Мы пишем, дуя на кулаки,
У тлеющего костра
О подвигах славных — четыре строки,
И каждая нехитра.
Где кончен бой, где бой начался,
Где сброшен противник с бугра —
Обязан всех раньше на полчаса
Узнать рядовой пера.
Анатолий Чивилихин писал негромкие, но удивительно чистые стихи, иногда обращаясь к словам забытым, старорусским, считая, что в нашем языке лежат под спудом нетронутые клады. Стихам его свойственна некая классическая строгость, даже некоторая вроде бы умозрительная рассудочность, но сквозь это просвечивает такая искренность, такое своеобразное восприятие жизни!
Понятно, мы с вами вдвоем
Не стоим любого Толстого,
Но все-таки скажем слово,
Негромкое, но свое.
В конце 1943 года, в преддверии операции по освобождению Новгорода, Чивилихина направляют в газету 59-й армии «На разгром врага», и сразу — на особо почетную должность «писатель армейской газеты». Так получилось, что именно лирик и философ Анатолий Чивилихин оказался самым добросовестным поэтическим летописцем 59-й армии.
14 января 1944 года на первой странице газеты 59-й армии «На разгром врага» крупными буквами было напечатано: «Доблестный воин Волхова! Час возмездия пробил. Крепче сожми в руках винтовку и иди в бой. Мсти врагу, очищай нашу землю от фашистской погани. Тебя ждут матери и отцы». Ниже шло стихотворение Анатолия Чивилихина:
Пора! И мы дождались срока,
Теперь пришел и наш черед.
Ты клялся бить врага жестоко.
И вот твой час настал. Вперед!
Анатолий Чивилихин непосредственно участвовал в Новгородской операции: был в одной из рот, форсировавшей Ильмень (знаменитый ледовый десант южной группы армии под командованием генерала Т.А. Свиклина), вместе с частями 310-й дивизии вступил 20 января 1944 года в разрушенный Новгород. Радость освобождения древнего города была настолько велика, что тут же вылилась у поэта в маршевую песню «Освободителям Новгорода».
Все увиденное и прочувствованное воплотилось в поэму Анатолия Чивилихина «Битва на Волхове» — художественную летопись борьбы на волховских рубежах. В ней слились вдохновение поэта и опыт фронтового корреспондента: она дышит жаром боя, широка и многоголосна, но предельно точна и правдива. Сюжетно-композиционную основу поэмы составили основные направления боевых действий волховчан по освобождению Новгорода: начало наступления от Подберезья, двойной охват новгородской группировки врага с севера и юга, подлинные места битвы:
Они сошли на берег вражий
В 12 ночи, а к утру
Они уже под Самокражей,
Они в Нероновом Бору.
И приближаются к дороге
Шимск-Новгород…
Герои поэмы — конкретные участники сражения, названные поименно, от солдата до генерала. Связной Латышев, танкист Буров, лейтенант Шмыков, командиры полков Макаров и Пятов, командиры дивизий Ордановский (239-я) и Рогов (310-я), а также генералы Мерецков и Коровников. Поэма «Битва на Волхове» — пожалуй, единственное художественное произведение, где присутствует образ командующего 59-й армии Ивана Терентьевича Коровникова, которому Новгород обязан своим освобождением.
Среди стихотворений о сражениях в новгородских болотах, у Мясного Бора, под Синявином, которые печатались в виде отдельных листовок и распространялись в войсках, были и строки майора Анатолия Чивилихина из поэмы «Битва на Волхове»:
Они забудутся не скоро —
Сраженья у Мясного Бора,
Под Киришами, подо Мгой,
У Спасской Полисти, у Званки,
На безымянном полустанке…
Из войны вынес Анатолий Чивилихин святое чувство фронтового братства, боевой орден Красной Звезды и стихи, вошедшие в его прижизненные послевоенные сборники «Голоса на ветру», «Светлый город», «Стихотворения. Поэмы».
Послевоенная судьба Чивилихина была сложной. Он был из тех, про кого говорили: «так и остался на войне». Оказалось, что четыре года самой страшной войны двадцатого века были лучшим временем в его жизни — ведь тогда по высокому счету все было справедливо. А был Анатолий Тимофеевич человеком очень строгим к себе и очень справедливым к другим, порой во вред себе.
Человек ясной, доверчивой и правдивой души, очень совестливый, Чивилихин как-то не смог приспособиться к мирной жизни, не во всем похожей на ту, о которой мечталось в солдатских окопах. Это было очень болезненно для поэта, считавшего, что своей мирной жизнью он обязан погибшим: «Достойна будет жизнь моя солдатской смерти их».
После войны Чивилихин одно время возглавлял Ленинградское отделение Союза писателей. Память о днях его правления осталась добрая, но очень недолго пробыл он на этом поприще — душевная прямота, совестливость Анатолия Тимофеевича не вязались с такой, как он говорил, хитрой работенкой.
Последние три года своей жизни он провел в Москве, сменив Ленинград на столицу не из карьеристских соображений, а по причине личной, сердечной. Ушел из жизни 27 июля 1957 года…
P.S. Когда фронтовики вспоминают имя своего боевого товарища Анатолия Чивилихина, обычно читают одно его стихотворение, фронтовое. Самое известное и блистательное его произведение, которое непременно входит во все антологии военной поэзии:
Отход прикрывает четвертая рота,
Над Волховом тусклое солнце встает.
Немецкая нас прижимает пехота.
Спокойствие. Мы прикрываем отход.
Браток! Вон камней развороченных груда —
Туда доползи, прихвати пулемет.
Кто лишний — скорей выметайся отсюда:
Не видишь, что мы прикрываем отход!
Прощайте! Не вам эта выпала доля.
Не все ж отходить, ведь наступит черед…
Нам надобно час продержаться, не боле.
Продержимся — мы прикрываем отход.
Не думай — умру, от своих не отстану.
Вон катер последний концы отдает —
Плыви, коль поспеешь, скажи капитану:
Мы все полегли. Мы прикрыли отход.
Эти стихи поэт Михаил Дудин читал над гробом своего безвременно ушедшего друга, замечательного русского поэта Анатолия Чивилихина. Хорошие стихи. Солдатские.
Материалы для публикации собраны АНО «Муравейник» (Новгородская цифровая библиотека) в рамках проекта «Здравствуй, песня моя нехитрая». Проект реализуется на средства региональной субсидии.
Иллюстрация: новгородские художники Михаил Данилов, Валентина Пепеляева.
← НовГУ и Белорусский государственный университет договорились о сотрудничестве