Геноцид советского народа просят упомянуть в законах
Суды по всей России в последние годы, пересмотрев исторические документы, признали многие эпизоды времен Великой Отечественной войны геноцидом советского народа. Блокада Ленинграда была признана геноцидом в 2022 году. Однако официально подтвержденные факты не получили закрепления в федеральном законодательстве. Депутат петербургского Заксобрания Павел Крупник обратился к председателю российского Военно-исторического общества Владимиру Мединскому с просьбой дать оценку возможности соответствующего изменения федерального закона о днях воинской славы России.
Признанный фактСанкт-Петербургский городской суд официально признал блокаду Ленинграда геноцидом осенью 2022 года. Суд постановил, «что блокада Ленинграда является военным преступлением, преступлением против человечности и геноцидом национальных этнических групп, представлявших собой население СССР, народов Советского Союза». По последним историческим данным, при довоенном населении Ленинграда 2,5 миллиона жителей от голода и бомбежек погибло более миллиона человек. А учитывая 360 тысяч, умерших при эвакуации, жертвами блокады Ленинграда стало свыше 1 412 640 человек.
План уничтожения ленинградцев голодом был частью общей разработанной Гитлером и его военачальниками концепции «войны на уничтожение». Все это было направлено «на ликвидацию любых напоминаний о цивилизации национальной группы и искоренение ее исторической и культурной самоидентичности». Это был не первый и не последний судебный процесс в России на эту тему. По данным на сентябрь 2024 года, суды 23 регионов России вынесли решения о признании преступлений нацистов и их пособников актом геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны. Историки установили, что от геноцида пострадали более 4,8 миллиона человек.
В своем обращении к Мединскому петербургский депутат в основном говорит о конкретном событии — блокаде Ленинграда, от которого предлагает отталкиваться. Депутат обратил внимание, что 27 января в Петербурге и по всей стране ежегодно проходят траурные мероприятия, посвященные Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата официально установлена Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 и впоследствии уточнена 01.12.2014 соответствующим указом президента Владимиром Путиным.
«Однако надо признать, что действующая формулировка памятной даты не учитывает последние исторические изыскания и судебное решение о признании блокады нашего города геноцидом», — написал Крупник. И попросил оценить целесообразность внесения поправок в Закон «О днях воинской славы и памятных датах России», отразив в нем термин «геноцид».
Депутат считает, что этот памятный день мог бы стать общефедеральной траурной датой, рассказывающей о жертвах целенаправленного геноцида нашего народа, развязанного иностранными захватчиками: «Блокада нашего города — второй по величине акт геноцида в Европе после Холокоста. Наш долг, чтобы память о жертве нашего города и наших предков не угасала. То, что блокада являлась спланированным геноцидом, должны знать по всей стране и во всем мире. Уточнение наименования этой памятной даты — лишь первый шаг. Далее мы должны отстаивать это тяжелое знание на международной арене».
Общество выше юридических тонкостейЗаместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев, комментируя инициативу, изложил свою личную точку зрения: «В целом я поддерживаю стремление современных политиков, юристов и историков давать такие классификации. С общественно-политической точки зрения и совести, я сам для себя отношу действия нацистов периода Великой Отечественной войны в отношении очень многих трагедий к преступлениям категории геноцида». Он пояснил, что у подобных вопросов есть и сухая юридическая сторона, порождающая нюансы при принятии решений об изменении федеральных законов.
«В международном праве понятие геноцида появилось с принятием в 1948 году Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Есть распространенная международная правовая точка зрения, что с юридической стороны любые события корректно оценивать с учетом временных рамок. То есть применительно к событиям, случившимся после принятия этой конвенции. Подчеркну, что это сухая юридическая точка зрения. Но есть и общественно-политическая позиция», — пояснил сенатор.
По его мнению, необходимо учитывать, что и геноцид армян в Османской империи, и холокост, и другие события, связанные с массовым истреблением населения по признакам национальности, языка, вероисповедания и так далее, имели место в истории человечества не единожды и задолго до принятия этой конвенции.
«Моя персональная точка зрения: я бы не вставал на чисто юридическую позицию. С учетом масштабов и чудовищности совершавшихся преступлений, конечно, я бы распространял соответствующие оценки и на события более раннего периода. Безусловно, и на трагедии, связанные с историей Великой Отечественной войны. И у меня нет ни малейших сомнений, что нацисты того периода уничтожали определенные группы населения, сначала евреев, потом цыган, потом русских людей по тем признакам, которые позволяют относить эти преступления к геноциду».
Константин Косачев предупредил, что вопрос юридической техники для закрепления понятия геноцид в законодательстве, подбора формулировок и конструкций — это предмет серьезного осмысления и серьезных юридических дискуссий. «Нам нужно определиться, с какими формулировками и где должна проходить граница, отделяющая преступления геноцида от других противоправных действий», — пояснил сенатор.
Говоря о юридической технике, Павел Крупник предположил в разговоре с «Парламентской газетой», что в случае поддержки его инициативы именно официальное наименование памятного дня ленинградской истории должно отображать факт геноцида всех граждан нашей страны. Например, оно может звучать так: «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и памяти жертв геноцида советского народа».