Расшитые золотом костюмы киновоплощений Каренина и Вронского представили на выставке в Торжке
Во Всероссийском историко-этнографическом музее в Торжке открылась совместная с Музеем кино выставка «Высшая проба. Золотное шитье в кино». На примере фондовых предметов из двух музеев экспозиция рассказывает о технологии и истории самого известного новоторжского промысла, а также об использовании вышивки для создания костюмов киногероев.
По словам организаторов, история Торжка тесно связана с историей кино. Старинный город является одним из самых «кинематографичных» мест в России. Новоторжские пейзажи появляются на большом экране практически с первых лет развития этого вида искусства, а торжокские мастера золотного шитья неоднократно принимали заказы на пошив одежды для киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» и для многочисленных театральных постановок.
В экспозиции представлены мундиры и костюмы к фильмам «Анна Каренина», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил, «Война и мир», «Звезда пленительного счастья», «Посол Советского Союза» и другим известным отечественным картинам. Их дополняют уникальные образцы золотного шитья и редкие эскизы, которые позволяют лучше понять особенности создания вышивки и проследить этапы работы над костюмом. Помимо этого, посетители увидят кадры из фильмов, запечатлевшие героев в финальных образах.
Среди ключевых экспонатов – камергерский мундир Алексея Каренина и парадная форма Вронского к сериалу «Анна Каренина» режиссера Сергея Соловьева. Они выполнены в оригинальной золотошвейной технике, однако с использованием современной металлической нити. Посетители выставки смогут обратить внимание на особое расположение нитей в костюмах, которое позволяет достичь эффекта золотого блеска.
Выставка демонстрирует разные техники создания костюмной вышивки. Как рассказала главный хранитель фондов Музея кино Светлана Кирьянова, не каждый роскошный мундир или бальное платье, сияющие на экране, действительно расшиты по старинной технологии. Оригинальное золотошвейное искусство в кадре – большая редкость. Иногда используется имитация, позволяющая сделать костюм легким и удобным для многочасовой работы актера. Тем не менее любая вышивка подразумевает скрупулезное изучение исторических образцов.
Один из залов посвящен работе над фильмом «Русский бунт» Александра Прошкина по мотивам «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева» А. С. Пушкина. Представленные костюмы к фильму демонстрируют имитацию техники лицевого шитья с характерной выпуклой поверхностью, дополненной отделкой крученными золотистыми нитями и золотистыми галунами. Несмотря на замену материала, вышивка в костюмах передает общую стилистику позднего барокко и отражает широкую социальную палитру общества 1770-х годов.
Выставка будет открыта для посещения до 23 февраля 2025 года.