Камин Врубеля, окна дома Мельникова и ионическая капитель: что показали на выставке «ПРОреставрацию»
Расчистить статуи 1950-х годов, привести в порядок живопись и выдуть из стекла шар — это и многое другое предлагали гостям выставки «ПРОреставрацию», чтобы познакомиться с профессией мастеров. Мероприятие, организованное Российской ассоциаций реставраторов при поддержке Правительства Москвы, провели уже в третий раз.
С 28 ноября по 1 декабря в Круговом депо Николаевской железной дороги собирались представители сообщества реставраторов, поставщиков материалов, проектных и производственных компаний и девелоперов, чтобы обменяться опытом, найти партнеров, показать отечественные импортозамещающие краски, лаки, материалы, инструменты, а еще мотивировать студентов профильных учебных заведений, которые только делают первые шаги в профессии. Для них в рамках выставки устроили ежегодное соревнование. Кроме того, на площадке подвели итоги конкурса «Московская реставрация — 2024».
Корреспонденты mos.ru побывали на выставке в день открытия. О том, что там происходило, — в нашем репортаже.
Праздник для реставраторовВыставка «ПРОреставрацию» каждый год проходит в новом месте. Но это неизменно памятник культурного наследия. Первый раз мероприятие состоялось на «Винзаводе», в 2023-м — в типографии Сытина, а в этом году — в Круговом депо Николаевской железной дороги. Здание было построено в 50-е годы XIX столетия в стиле позднего классицизма по проекту Константина Тона и Рудольфа Желязевича «для хранения локомотивной машины». Круглое, краснокирпичное, с зеленым металлическим куполом депо кажется ярким пятном на фоне железнодорожного пейзажа, будто художник нанес его крупными мазками на сером холсте неба.
Каждый год мы стараемся сделать выставку более насыщенной, продемонстрировать лучшее. Сегодня в “ПРОреставрации” принимают участие более 20 отечественных компаний, 24 вуза и колледжа, представлено свыше 120 реставрационных решений. В программе запланировано более 150 мастер-классов, лекций, деловых сессий и других мероприятий Алексей Емельянов руководитель Департамента культурного наследия Москвы
В главном зале депо организаторы постарались передать атмосферу реставрационных мастерских. Художники привезли объекты, над которыми сейчас трудятся, и продолжают работу прямо здесь. Одни установили гигантский лист бумаги и выводят на нем карандашом, сверяясь с рисунком, лик Иисуса Христа: будет полноразмерный эскиз для воссоздания утраченной фрески. Другие расчищают штапелем камень, вероятно фрагмент карниза. Третьи покрывают защитной пропиткой деревянные ромбовидные рамы из дома Мельникова. Всюду стук, шуршание, скрежет.
«Хорошо, что площадка круглая: так мы еще больше ощущаем себя в едином пространстве, сообществе. Здесь можно познакомиться, договориться о сотрудничестве с редкими мастерами со всей России. Например, один из участников, Юрий Стариков реставрирует органические останки древних животных, мамонтов. Кроме того, на выставке проходят лекции, дискуссии, презентации, обсуждаем импортозамещение, техники реставрации, привлечение инвесторов. Приехали коллеги из разных стран: Италии, Ирана, Китая, Сербии, Индии и других. Это четыре дня глубокого погружения в профессию и настоящий праздник для реставраторов, ведь только на такой выставке есть шанс собраться всем вместе!» — рассказывает председатель Российской ассоциации реставраторов Татьяна Черняева. От ВДНХ до посольстваВыставка кажется огромной мозаикой: фрагменты разные и пестрые, а вместе они образуют единую картинку с особым смыслом.
На стенде компании «Витражи СТ» лежит стекло. На нем изображение — черно-белые солдаты с пулеметами охраняют баррикады времен Великой Отечественной войны. Это витраж с павильона № 6 «Химия» (бывший «Литовская ССР») на ВДНХ. Оригинал не сохранился, сейчас мастера воссоздают изображение по архивным фотографиям. Работа не закончена. «Наносим роспись пигментами, обжигаем, снова добавляем пигменты и опять отправляем в печь. Для этого медальона нужно повторить процедуру пять раз», — объясняет директор компании Татьяна Липатова.
На другом стенде разложены елочные шары, плафоны, цветные и прозрачные вазы.
«Мы занимаемся реставрацией предметов декоративно-прикладного искусства из металла и стекла, в частности восстанавливали люстры в павильоне № 5 “Физика” (бывший “Латвийская ССР”) на ВДНХ», — делится генеральный директор компании «Стиль» Владислав Яковский.Здесь несколько раз в день проходит мастер-класс по выдуванию фигурок из стекла. Мастера даже привезли с собой печь. Художница Валентина Асессорова закладывает в нее бутылки и ждет, пока те расплавятся при температуре 1300 градусов. «Используем вторсырье, вот наше экологичное импортозамещающее решение!» — смеется девушка.
У этого стенда постоянно толпятся студенты и посетители выставки. «Расскажите, где купить такую печь. Хочу в Коломне обжигать фарфор», — подходит к Владиславу Яковскому солидный мужчина в полосатом костюме в стиле ретро. Здесь моментально складываются рабочие отношения.
«Не пропустите, будем расписывать камин Врубеля!» — призывает руководитель компании «Паллада» Константин Лихолат, показывая на лист фанеры, закрытый розоватыми фигурными фрагментами керамики. Эта фирма изготавливает плитку, изразцы и черепицу.
«Оригинал камина Михаила Врубеля из особняка на Садовой-Самотечной улице находится в Государственной Третьяковской галерее. Мы реставрируем этот особняк под нужды посольства Ливана, проектом предусмотрено в том числе и воссоздание камина. Здесь представлена заготовка, которая в дальнейшем будет расписана и глазурована. Пока раскрасим ее, чтобы показать палитру красок», — говорит Константин Лихолат. Статуя пловца и кленовый листПрактически у каждого стенда проводят мастер-класс. Так, представители компании «Пирит-99» поставили нуждающуюся в расчистке скульптуру пловца в резиновой шапочке, присевшего отдохнуть. Это горельеф с картуша 1954 года, который обрамлял бассейн стадиона ЦСКА. «Сейчас мы занимаемся механической расчисткой. Хотите попробовать? Берите стамеску и удаляйте старую краску там, где она неплотно прилегает к скульптуре», — инструктирует реставратор Дарья Новосад.
На стенде «Архитектурного наследия» предлагают восстановить ионическую капитель колонны: вылепить из серого пластилина недостающую деталь. А студентка колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 («26 КАДР») Кристина Ляхова раздает бумагу, к которой приклеен фрагмент живописи с изображением бурого кленового листка, требующий реставрации.
«Замешиваем колер похожего оттенка. Сначала наносим в дырочку точки на расстоянии друг от друга. Пока они высыхают, добавляем другие цвета и постепенно заполняем все пространство. Когда работаем с настоящим произведением живописи, сначала грунтуем, затем красим. Это техника XIX века, разработанная во Франции», — комментирует девушка.
В галерее, которая продолжает круглый зал депо, тоже лепят, клеят, красят. Рябит в глазах от красок и блестящих листов: здесь экспонируются отечественные производители материалов для реставрации. За столом молодой человек берет кисточкой тончайшие полоски сусального золота и накладывает на деревянную резьбу — фрагмент иконостаса.
«Наша компания производит собственное сусальное золото по итальянской технологии. В частности, продукция фирмы использовалась для реставрации Донского монастыря в Москве и оформления стен парка “Патриот”. В этот раз мы не просто участники выставки, а спонсоры студенческого конкурса: в компетенции “Реставрация произведений из дерева” добавилось направление “золочение”. Нам важно научить молодых реставраторов-позолотчиков работать с настоящим золотом и привлечь новых специалистов в эту редкую профессию», — говорит менеджер компании «Златовест» Дмитрий Козик. Приобщение к профессииТем временем на втором этаже галереи в реставрационном мастерстве соревнуются студенты профильных колледжей и вузов. Конкурс проходит в седьмой раз: до выставки «ПРОреставрацию» ребята состязались в Лейпциге на выставке Denkmal.
«В этот раз у нас 67 участников из 14 регионов России, от Иркутска до Калининграда. В течение двух дней ребята должны выполнить творческие задания в одной из семи компетенций. По ходу работы их оценивают члены судейского жюри, на третий день — эксперты. Максимальное число баллов — 100. В каждой дисциплине выберут трех победителей, которые отправятся на стажировку либо во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, либо в известную строительную компанию в Санкт-Петербурге», — рассказывает руководитель отделения реставрации колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 («26 КАДР») Дмитрий Тузов.Ребята реставрируют специально созданные для конкурса иконы, фрески, картины, деревянные рамы, барельефы. Начинается задание с оценки утрат и составления описательной документации.
Второкурсница Ольга Легарева участвует в номинации «Реставрация терразитовых штукатурок и каменного декора». Перед ней муляж стены с отколотой лепниной. «Я уже расшила трещину, осталось подобрать раствор похожего цвета, чтобы ее заделать. Затем буду воссоздавать отсутствующие фрагменты из камнезаменителя», — делится девушка. А четверокурсница Маргарита Титова укрепляет торцы и восстанавливает штукатурный слой картины с натюрмортом — это номинация «Реставрация монументальной живописи». «О победе не думаю. Главное — процесс и новые знания», — признается студентка.
Конкурс рассчитан на то, чтобы молодые реставраторы почувствовали себя частью профессии. «Во время выполнения заданий ребята периодически смотрят вниз, на стенды, и видят, в каком удивительном сообществе они будут работать. Это их вдохновляет. Кроме того, во время выставки запланированы встречи студентов с потенциальными работодателями. Так они наверняка останутся в профессии», — резюмирует Татьяна Черняева.
Лиственница, карельская береза, гранит и медь: как восстанавливают павильон «Советская печать» на ВДНХМосквичи определят лучший объект реставрации 2024 года — Сергей СобянинВ Москве пройдут всероссийские соревнования молодых реставраторовШедевр московской неоготики: завершилась реставрация фасадов Центрального универсального магазина