Кризис власти во Франции: как долго Макрону быть президентом
Правительству Франции во главе с премьером Мишелем Барнье 4 декабря выражен вотум недоверия — такое решение принято национальным собранием страны, за соответствующую резолюцию проголосовал 331 депутат из 574. До этого подобное во Франции происходило лишь в далеком 1962 году, когда парламент отправил в отставку кабмин Жоржа Помпиду. Как это решение скажется на позициях президента Макрона, который и назначал оскандалившийся кабинет министров, насколько долго может продлиться политический кризис в Пятой республике и повлияет ли на развитие конфликта на Украине? На вопросы «Парламентской газеты» ответил первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
- Владимир Михайлович, вотум недоверия кабмин Барнье получил после того, как премьер продавил принятие законопроекта о бюджете соцстрахования на 2025 год без обсуждения в парламенте, что позволяет французская конституция в исключительных случаях. Насколько неожиданным для вас стало решение французских парламентариев отправить в отставку правительство?
- Само решение о вотуме недоверия мало кто ожидал. Но, честно говоря, что-то подобное можно было предположить — кризис власти во Франции был налицо, причем давно. Прежде всего это касается, конечно же, той политики, которую проводил Макрон: Франция — это республика, где президентские полномочия огромные, и правительство, которое им и назначено, делало то, что президент им указывал. Поэтому по большому счету и самому Макрону логично подать в отставку.
- Как считаете, что явилось главной причиной того, что правительству Барнье объявили вотум недоверия?
- Считаю, что это в первую очередь невнятная политика Макрона, его метания и шараханье из одной политической крайности в другую.
Нацсобрание Франции вынесло вотум недоверия правительству
- О том, что Макрон несет большую ответственность за сложившуюся ситуацию, уже заявила лидер фракции правой партии «Национальное объединение» в парламенте Марин Ле Пен. Как считаете, сегодня смена президента во Франции возможна?
- На досрочные выборы Макрон не пойдет — он уже ранее об этом заявил и сейчас, полагаю, этой позиции менять не будет. Думаю, он поставит со временем свою новую марионетку во главе нового правительства, которая, как и Барнье, не будет иметь никакой поддержки в народе. Во Франции устроено все так, что на выборах могут побеждать одни, а к власти приходят другие, — «блестящий» пример западной демократии.
К слову, типичный представитель такой вот «демократии» — гражданка Франции Саломе Зурабишвили, которая после выборов в Грузии должна уйти с поста президента страны, но всеми правдами и неправдами цепляется за власть. Думаю, что и Макрон мыслит примерно так же. И не исключаю, что совсем скоро мы увидим, как он в очередной раз «переобуется в воздухе» и срочно попросит встречи, например, с Президентом России — как будто не было двух лет его безобразного отношения к России и лично к Владимиру Путину.
- Как долго, на ваш взгляд, может продлиться политический кризис во Франции?
- Предположу, что он может затянуться, — месяц-два его до конца разрешить не удастся. Скорее всего, будет временное правительство под руководством уходящего премьера — он должен, по идее, после вотума недоверия подать прошение об отставке президенту, но, думаю, продолжит исполнять обязанности и будет опять действовать по указке Макрона.
Поэтому внутренние протесты внутри Франции наверняка будут нарастать, на мой взгляд. На фоне ухудшающегося положения в экономике Францию ждут потрясения. И эти потрясения, увы, Париж сам и спровоцировал, став одно время чуть ли не лидером русофобской политики на Западе.
- Есть ли сегодня политический лидер во Франции, который может возглавить движение против политики Макрона?
- Может быть и есть, но, честно говоря, его пока не видно. Не исключаю, что на фоне революционной ситуации во Франции может возникнуть совершенно новый политический лидер.
- Политический кризис во Франции скажется на геополитических позициях коллективного Запада?
- Конечно. Франция — одна из столбовых стран Запада, наряду с США, Великобританией и Германией. Плюс эта страна — четвертая в мире по запасам ядерного оружия после России, США и Китая, это постоянный член Совбеза ООН. Поэтому все, что происходит во Франции, является предметом озабоченности для всего мира.