В ИНТЦ «Валдай» рассказали о взаимосвязи города и музеев

В ИНТЦ «Валдай» рассказали о взаимосвязи города и музеев

Как ранее сообщали «53 новости», на базе ИНТЦ «Валдай» в Великом Новгороде прошёл первый день стратегической сессии «Точка роста» для представителей Новгородского музея-заповедника от экспертов из Московской школы управления СКОЛКОВО.

В рамках встречи директор Государственного объединённого Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, член Президиума Российского комитета Международного совета музеев Виктор Шалай рассказал о связи города и культурных учреждений. Модератором беседы выступила генеральный директор Фонда исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время» Наталья Сергиевская.

Меняются ли музеи?

По словам Виктора Шалая, музеи постоянно «в движении», регулярно меняются. В них есть жизнь, а значит потребность в изменениях. Иногда случается, что музей живёт в состоянии «глубокой депрессии», как человек: «Такая организация существует в контексте — все мы чуть не достигли дна пропасти в 1990-е годы. Я связываю нынешнее состояние многих музеев и регионов с жертвами последнего десятилетия ХХ века», — отметил эксперт.

Какие решения помогли изменить ситуацию в лучшую сторону в музее во Владивостоке?

— У нас ситуация была катастрофической. Абсолютный ноль посещений за год, хотя по отчётам — полмиллиона. Когда мы поняли, что к нам никто не ходил, мы сделали бесплатное посещение, отменили выходные, увеличили рабочий день. Каждый понедельник стал бесплатным днём — именно через это мы начали понимать аудиторию: какой человек к нам ходит. Дальше мы увидели большое количество пожилых людей, которые не хотели пользоваться каждым третьим бесплатным вторником, потому что так они чувствовали себя уязвлёнными. В целом жители Владивостока предпочитали один раз накопить деньги на поездку в мировой культурный центр — например, Большой театр или Третьяковскую галерею — и больше в подобные места не ходить. Но как только ввели бесплатные дни, все эти группы пошли в музеи. Это привело нас к мысли, что нет никакой «массы людей». Каждый по-своему уникален, — рассказал Виктор Шалай. 

Как создавалась команда музея 

— Оказалось, что в 1990-е годы многие оказались не на своих местах: где смогли прижиться. Квалификацию людей нужно было переоценивать. Я искал собеседников, которые готовы находить пути решения проблемы, почему люди не ходят в музеи. С этого и начался процесс «оздоровления, — рассказал спикер.

Как наладить диалог и доверие между людьми?

— Здесь вопрос в качестве результатов и меры. У нас очень понятная система измерения: приходят люди, или нет; сколько конкретно посещают, зачем приходят — про это мы и думаем, — подчеркнул Виктор Шалай.

По его словам, для руководителей важно соблюдать определённую композицию, в которой сакральное отношение к предмету лишь часть большой картины.

— На выходе есть человек, для которого это всё делается. Если мы не видим этого человека, то это уже проблема. К тому же в современном мире, когда молодёжь из-за внедрения новых технологий, мессенджеров находится в состоянии полного одиночества. Для них музей — это всегда тёплое переживание, когда человек понимает, что о нём позаботились, — считает эксперт.

Зачем успешным взрослым людям ходить в музеи?

— Музей — это единственный шанс на бессмертие. И это отзывается одинаково, что в чиновнике, что в первокласснике. Ощущение будет одно — лучше там бывать, вдруг музей тебя тоже запомнит. И в этот момент ты обычный человек, который боится самых обычных вещей, — сказал Виктор Шалай. 

Фото автора. 

← Сотрудники Новгородского музея-заповедника взяли уроки у экспертов СКОЛКОВО  

«53 новости» «53 новости»

18:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025