Срок эксплуатации автомобилей в России кратно увеличился
Срок эксплуатации автомобилей в России вырос в несколько раз: с полутора-двух до пяти, семи и даже десяти лет. Об этом «Парламентской газете» 29 ноября сообщили в Союзе автосервисов. Причины две: одни все еще не доверяют иномаркам из Китая и отечественному автопрому, у других просто нет денег на то, чтобы пересесть на новое авто, учитывая выросшие цены. Как изменилось поведение автомобилистов и как перестраивается рынок подержанных машин — в нашем материале.
Частота и стоимость ремонтов увеличиласьКак сообщил «Парламентской газете» председатель правления Союза автосервисов Юрий Валько, средний срок эксплуатации новых автомобилей удлинился в среднем с полутора-двух до пяти-десяти лет. Основных факторов два: во-первых, большинство автовладельцев со стажем все еще не доверяет ни китайским, ни отечественным маркам, а во-вторых, покупательская способность и цены на новые авто просто не дают людям возможности их менять.
«Частота обращений в автосервисы выросла, — констатировал Юрий Валько. — Люди стали больше ценить свои импортные авто и крепче за них держаться. Картина по наиболее востребованным видам ремонта в целом изменилась мало, но из-за увеличения сроков эксплуатации добавились «возрастные» проблемы. Например, у тех же BMW на 300 тысячах пробега начинает проворачиваться вкладыш коленвала. На 200 тысячах у автомобилей часто появляются проблемы с подвеской, требующие замены каких-то элементов. И многое другое».
Предсказуемо выросла и средняя стоимость ремонта. Но дело тут не только в возросших оборотах — просто, по словам Юрия Валько, дорожает все.
«Одни только арендные ставки, особенно в Москве, выросли за десять лет практически в два с половиной раза, — уточнил эксперт. — Теперь цена квадратного метра в помещениях, которые занимают автосервисы, может доходить до трех тысяч рублей в месяц. Понятно, что те же продукты дорожают быстрее авторемонтов, но в целом динамика, на мой взгляд, складывается сопоставимая».
Без миллиона на вторичку лучше даже не смотретьВ Национальном союзе автомобилистов (НСА) с такой оценкой в целом согласились.
«Я бы не стал говорить о десяти годах, но до пяти-семи лет срок эксплуатации автомобиля увеличился точно, — отметил вице-президент НСА Ян Хайцеэр. — Но, опять же, не для всех. Сейчас сложились три категории водителей. Одни имеют достаточно финансов, чтобы позволить себе, как и раньше, менять автомобили в среднем раз в два года или по крайней мере по пробегу. Вторые — как раз максимально затягивают срок эксплуатации. И третьи, напротив, хотят снять с себя обременения в виде подорожавшего и усложнившегося техобслуживания и пересаживаются на автомобили попроще, а то и вовсе на общественный транспорт».
Исходя из всего этого, изменился и рынок подержанных авто. Если раньше на него выставлялись машины с пробегом в среднем 50-70 тысяч километров (а то и меньше), то теперь пробег часто стартует от 100-150 тысяч. Цены, отметил Ян Хацеэр, выросли тоже. Еще два-три года назад стартовой считалась цена в 300-500 тысяч рублей. Сегодня это уже фантастика: без как минимум миллиона на вторичку лучше даже не заглядываться.
«Плюс, конечно же, меняется сама структура рынка, — констатировал вице-президент НСА. — Премиальные подержанные авто, например, часто просто уходят в небытие и либо зависают на продаже навечно, либо продаются на запчасти — люди прекрасно понимаю, что содержать и обслуживать такую машину будет невозможно ни с точки зрения стоимости, ни с точки зрения доступности комплектующих. Кроме того, если раньше рынок пополнялся в основном за счет европейских, корейских и японских авто, то теперь на него выходят уже и подержанные отечественные модели, и те же китайские. И категории их покупателей меняются. Рынок в целом перекрашивается, перекраивается — наступает новая реальность, которая окончательно утвердится только через несколько лет».
Ситуация на авторынке, по мнению экспертов, могла бы измениться с возвращением более дешевых кредитов. Но этого не стоит ждать до понижения ключевой ставки ЦБ, которое прогнозируют на будущий год.
Такими ожиданиями поделился глава думского Комитета по финрынкам Анатолий Аксаков в разговоре с «Парламентской газетой». «Ключевая ставка начнет снижаться, а следом и проценты по кредитам, которые предоставляют банки населению и бизнесу, тоже пойдут вниз», — подчеркнул депутат.