Под стук колёс: 150 лет исполняется депо Узловая
В пятницу, 6 декабря в Узловой прошли торжественные мероприятия, посвящённые полуторавековому юбилею локомотивного депо. Его история уникальна, она тесно связана со строительством Ряжско-Вяземской железной дороги.
– Движение поездов на участке Ряжск – Вязьма открылось 15 декабря 1874 года. В архивных фондах даже сохранился Журнал освидетельствования Ряжско-Вяземского участка от 12 ноября того же года с указанием, что паровозное здание на станции Хрущёвская на 12 паровозов «вполне окончено». Спустя три года правление железной дороги переименовало станцию в Узловую, соответственно поменяло вывеску и паровозное депо, – рассказывает историк и краевед Максим Горбунов.
В начале 30-х годов XX века депо Узловая перешло из подчинения Московско-Курской в управление Московско-Донбасской железной дороги, а к основному зданию пристраиваются подсобные цеха, депо значительно расширилось.
– В Великую Отечественную на фронт ушли 250 работников депо. Героями Советского Союза стали слесарь Василий Жуков, выходцы из депо, лётчики Дмитрий Медведев и Николай Трегубов. Когда гитлеровцы подошли к Туле, на фронт попросилась и машинист маневрового паровоза 20-летняя Мария Плотникова. Будучи машинистом зенитного бронепоезда №72 имени Николая Руднева, она участвовала в обороне города в районе Косой Горы. Медаль «За отвагу» первым в депо получил старший машинист Семён Внуков, который в октябре 41-го провёл под вражеским огнём эшелон с танками, – рассказал заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко.
В 1967 году в депо Узловая была открыта экспозиция первого в городе общественного музея. Через 20 лет его реконструировали, вдвое увеличив экспозиционную площадь.
На сегодняшний день парк предприятия, включающий 55 магистральных тепловозов и 53 единицы маневровой техники, продолжает обновляться. Депо Узловая присвоено имя легендарного машиниста, Героя Социалистического труда Константина Золотарёва.