СВО как тест по русской литературе
Специальная военная операция на Украине стала очередным экзистенциальным вызовом для русской литературы, тестом на сохранение ею исторических традиций и статуса великой литературы, тестом для русских писателей, которые всегда больше, чем просто рассказчики занимательных историй. Такими же вызовами были в свое время для нашей словесности Отечественная война 1812 года, Восточная (Крымская) война, которую иногда называют «нулевой мировой», Первая мировая и Гражданская, Великая Отечественная.
Перо и штыкУже через несколько дней после начала спецоперации, 28 февраля 2022 года, несколько сот русских писателей, среди которых Юрий Поляков, Сергей Куняев, Сергей Лукьяненко, Лев Новоженов, Евгений Попов, Евгений Рейн, подписали открытое письмо, опубликованное на сайте «Литературной газеты». «Специальная военная операция, проходящая сейчас в Донбассе и некоторых частях Украины, назревала давно. Запад не оставлял попыток так или иначе уязвить Россию, очернить ее и в конце концов расчленить», — писали отечественные литераторы.
Среди наиболее заметных русских писателей и поэтов, пишущих о СВО, патриарх отечественной военной литературы Александр Проханов. Восемнадцать командировок в Афганистан вылились в романы «Дерево в центре Кабула» и «Дворец», сборник рассказов «Третий тост». Чеченская война отразилась в романах «Чеченский блюз» и «Идущие в ночи». Кроме того, Проханов работал в таких горячих точках планеты, как Абхазия, Приднестровье, Никарагуа, Ангола. Проханову 86 лет. От него трудно ждать большого литературного полотна о СВО, но в своих публицистических текстах он по-прежнему не знает компромиссов. По мысли писателя, победу одержит тот, кто выдержит страшное напряжение эпохи, давление кромешного ХХI века, который перемалывает слабых и безвольных и открывает дорогу в историю стоическим народам и могучим государствам.
В арсенале Захара Прилепина — и перо, и штык. Воевал в Чечне и Донбассе. Среди наиболее значительных книг — романы «Санькя» и «Обитель», «Некоторые не попадут в ад», «Ополченский романс», «Собаки и другие люди», биографии Сергея Есенина, Михаила Шолохова, Леонида Леонова. После начала СВО служил в добровольческом батальоне, потом в полку «Оплот» Национальной гвардии. Подполковник. Кавалер ордена Мужества. Прилепин отстаивал Россию с оружием в руках так же, как когда-то Лермонтов и Толстой, Гумилев и Туроверов, Шолохов и Симонов. «Нигде так остро и светло не чувствуешь себя русским, как в Крыму!» — по-чеховски лапидарно и по-чеховски же талантливо выразил настроение Русского мира Прилепин весной 2014 года. По «милитаристскому» определению писателя, тогда за крымчанами стоял «спецназ русской литературы». Выпускник филологического факультета Нижегородского государственного университета Прилепин не только хорошо выучил уроки великих русских писателей прошлого, но и стал продолжателем их традиций, на наших глазах превращаясь в нового классика отечественной словесности. 6 мая 2023 года в Нижегородской области в районе города Бор террористы взорвали машину Захара Прилепина. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин назвал покушение спецоперацией украинских спецслужб. При этом, по заявлению МИД, оно готовилось с ведома спецслужб Запада. Прилепина хотели убить за поддержку специальной военной операции на Украине, за поддержку Крыма, Донбасса, Новороссии. Он выжил и вернулся к работе, к общественно-политической деятельности, к творчеству.
Захар Прилепин. © Илья Питалев/РИА Новости Стихи и фронтовые сводки
Анна Долгарева. Ее книги о войне в Донбассе и СВО — «Красная ягода. Черная земля» и «За рекой Смородиной» уже вошли в историю русской литературы. Лучше всего об Анне говорит ее собственное стихотворение «Невыдуманная история одной военной корреспондентки».
«…Быть на стороне слабого -
Так нас учили буквари,
Так нас учили мама и папа
И вся великая русская литература.
Семь лет я была с теми, кого бомбили,
Семь лет я воевала за них с целым миром
И особенно с собственными штабными.
Как же мне не остаться с ними?
Я родилась и выросла в Харькове,
Я не разговариваю с собственным братом
С 2014 года.
Я даже родителей прошу не упоминать его в разговорах.
Я — с теми, кого бомбили.
Мой брат — с теми, кто их бомбил».
Анна Долгарева. © Кирилл Каллиников/РИА Новости
Юрий Поляков совсем недавно, 12 ноября, отметил семидесятилетний юбилей. «Сто дней до приказа», «Апофегей», «Козленок в молоке», «Порнократия». Из последних книг — цикл о «совдетстве». Многолетний главный редактор «Литературной газеты». Один из подписантов того самого открытого письма, упомянутого вначале. Автор публицистических эссе на темы СВО «Почем вы, мастера культуры!», «Коммерческий пацифизм», «Ура-пацифисты и увы-патриоты», «Куда ж нам плыть?», «Третий союзник», «Разведка грядущего». О «мастерах культуры» написано 4 марта 2022 года: «Сегодня, когда наши воины отдают свои жизни во имя будущего большого народа (я имею в виду триединство: русские, украинцы, белорусы), коллективные истерики иных мастеров искусства выглядят, мягко говоря, кощунственно. Объявляя свою страну немотивированным агрессором, сеющим смерть и разрушения, они, ломая руки в общечеловеческой кручине, требуют мира, как прибавки к зарплате. Они напоминают мне тех, кто до сих пор жалеет, что Ленинград не сдали фашистам ради сохранения жизни людям».
Живые и мертвыеСпециальная военная операция изменила Россию и пусть не всех, но многих русских людей. Поэт Игорь Караулов изложил эволюцию своего мировоззрения в стихах:
«Помнишь односолодовый виски?
Без него мне в жизни было пусто.
Я тогда отслеживал новинки
дегенеративного искусства.
Я любил очкастых лесбиянок,
юношей с изящной формой зада,
Гельмана* просторный полустанок
на задворках Курского вокзала.
Я бывал на ярких биеннале,
где рулила Маша или Лиза
и меня еще не проклинали
корифеи концептуализма.
Где во мне признали человека,
да и я поверил, что не овощ.
Где бродил с бокальчиком просекко
депутат Евгений Бунимович.
А потом они сожгли Одессу,
концептуализма корифеи,
и свою коричневую мессу
праздновали в каждой галерее.
А потом весенний Мариуполь
расстреляли рыцари дискýрса.
Тут-то и пошел во мне на убыль
интерес к их модному искусству.
Я люблю донбасских ополченцев,
песни их про смерть и про победу.
Я люблю кадыровских чеченцев.
Я на биеннале не поеду.
И теперь уже навеки русскую,
никогда любить не перестану
Вагнера израненную музыку
и желать спасения Тристану».
Игорь Караулов. © Екатерина Чеснокова/РИА Новости
Семену Пегову в отличие от Игоря Караулова меняться было не нужно. Он всегда знал цену корифеям дегенеративного искусства. Поэт, стихи которого уже попали в новый, эпохи СВО, учебник литературы для старших классов, — как видим, страна действительно меняется. Прозаик. Военный корреспондент. Блогер. В октябре 2022 года Пегов был ранен в районе села Водяного Донецкой области. Кавалер ордена Мужества. Сборник рассказов Пегова «Я и рыжий сепар» и репортерские тексты правда чем-то напоминают гонзо-журналистику — Семен является основателем проекта WarGonzo, у которого больше миллиона подписчиков. Напоминают с одной большой разницей: наша «гонзо-журналистика» куда круче их американской, потому что она о настоящей войне, а не о конфетно-раскрашенной апельсинно-лепестковой обтекаемой малютке и даже не о страхе и ненависти в Лас-Вегасе. При этом, безусловно, историко-литературные корни рассказов Пегова можно отыскать куда глубже — в «Севастопольских рассказах» Толстого, в короткой прозе Шолохова и Симонова.
© Кирилл Каллиников / РИА Новости
Герман Садулаев. Автор книг «Я — чеченец!», «Таблетка», «AD», «Шалинский рейд», «Земля-воздух-небо». Его последняя книга с говорящим названием «Никто не выVOZит эту жизнь» вышла в этом году.
Герман Садулаев. © Александр Миридонов/Коммерсантъ
Александр Пелевин. Не путать с Виктором. Из последнего повесть «Гори огнем» и сборник «Под музыку Вагнера» — поэтическая хроника личного восприятия спецоперации на Украине. Посвящена бойцам Российской армии, ополченцам ДНР и ЛНР, добровольцам, бойцам «Вагнера», военкорам, гуманитарщикам, мирным жителям, живым и мертвым. «Живые и мертвые» — это название эпопеи Константина Симонова о Великой Отечественной войне. И вырвалось оно в посвящении у Пелевина, конечно, не случайно.
Как Проханов, как Прилепин, как Поляков, Пелевин в гробу видал предавших страну после начала СВО либеральных деятелей культуры:
«Что Вы плачете, деточка,
Проклиная себя?
Я не слышал Монеточку*,
Я не видел Дудя*.
И медузы* балтийские,
И голландский штурвал,
И стартапы тбилисские -
Я в гробу их видал».
Александр Пелевин. © Andrew Butko/Wikimedia commons Старые и новые именаАрмия современной русской литературы, сражающаяся на фронтах СВО, ни в коем случае не исчерпывается Прохановым, Прилепиным, Долгаревой, Карауловым, Пеговым, Садулаевым, Пелевиным. В одном строю с ними военкоры Александр Коц и Дмитрий Стешин, поэтессы Мария Ватутина и Анна Ревякина. Отдельно нужно выделить творчество бойцов спецоперации, пришедших в литературу прямо с фронта, — Григория Кубатьяна, Даниила Туленкова, Дмитрия Филиппова, Амира Сабирова и других. У нас снова, как после Великой Отечественной, появилась лейтенантская (солдатская) проза и поэзия.
Дмитрий Стешин. © Оксана Зуйко/ © АО «ИД «Комсомольская правда», kpmedia.ru
Специальная военная операция меняет Россию и вместе с ней — русскую литературу. Появляются новые имена. Выходят новые книги, в том числе при поддержке государства, — сборники «Жизнь за други своя», «Нет уз святее товарищества», «ПоэZия русской зимы», дающие путевку в жизнь начинающим литераторам. Однако эта поддержка должна быть еще больше, еще системнее. Литературе, как и любому другому искусству, нужно учиться. Так, как учились ему после войны в Литературном институте Юрий Бондарев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Виктор Курочкин, Григорий Бакланов. «Все это поколение фронтовиков после войны — они окончили литинститут. И через десять — двенадцать лет после войны у нас начала появляться наша великая военная литература, великое военное кино, великая военная песня. И сейчас этим должны заниматься ВГИК, филфаки, журфаки и другие вузы: находить, зазывать, собирать людей с фронта и держать для них ворота распахнутыми. Должны иметь программы для этих людей, чтобы они получали образование. Это огромная работа», — убежден Захар Прилепин.
Минобороны установило новый порядок выплат за ранения
Русская литература исторически играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, в воспитании патриотизма и в конечном итоге в победах Русской армии. Это отлично понимали руководители государства в годы Великой Отечественной войны, когда на фронт отправились военкорами практически все крупнейшие отечественные писатели. Это была именно часть продуманной государственной политики. «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» Шолохова, «Убей его!» и «Жди меня» Симонова, «Василий Теркин» Твардовского были настоящей фронтовой литературой, учили солдат и офицеров ненавидеть врага и поднимали их в атаку.
Главная правда об Отечественной войне 1812 года — в «Войне и мире» Льва Толстого и «Бородине» Михаила Лермонтова, о Гражданской — в «Тихом Доне» Михаила Шолохова и «Докторе Живаго» Бориса Пастернака, о Великой Отечественной — в «Они сражались за родину» того же Михаила Шолохова, «Живых и мертвых» Константина Симонова, «Горячем снеге» Юрия Бондарева. Именно по ним мы прежде всего знаем, за что и как сражались наши деды и прадеды. Именно они останутся в веках, войдут в учебники и литературы, и истории. И точно так же туда обязательно войдут лучшие произведения современных писателей о специальной военной операции на Украине.
* Признаны иноагентами.
Русские писатели о войне в Донбассе и специальной военной операции
Захар Прилепин. «Некоторые не попадут в ад», «Ополченский романс», «Собаки и другие люди». Анна Долгарева. «Красная ягода. Черная земля», «За рекой Смородиной», «Я здесь не женщина, я фотоаппарат». Игорь Караулов. «Моя сторона истории», «Главные слова». Семен Пегов. «Я и рыжий сепар». Герман Садулаев. «Никто не выVOZит эту жизнь». Александр Пелевин. «Гори огнем», «Под музыку Вагнера». Александр Коц. «500 дней поражений и побед». Дмитрий Стешин. «Священная военная операция».