Невидимый координатор движения. Как ситуационный центр ЦОДД управляет транспортными потоками в Москве

Невидимый координатор движения. Как ситуационный центр ЦОДД управляет транспортными потоками в Москве

Ежедневно миллионы москвичей отправляются в дорогу. Ритм жизни мегаполиса диктует свои правила: каждый хочет добраться до нужного места как можно скорее. О том, чтобы пассажиры городского транспорта, пешеходы, велосипедисты и автомобилисты разъезжались свободно, заботятся в Центре организации дорожного движения (ЦОДД). 7 декабря он отмечает 25-летие.

В преддверии юбилея корреспондент mos.ru посетил ситуационный центр ЦОДД и узнал, как его сотрудники в режиме реального времени поддерживают комфортные и безопасные условия движения на дорогах столицы.

Взгляд в будущее. Как прогнозируют транспортные потоки в Москве

В 2-м Лесном переулке возвышается четырехэтажное здание ЦОДД. Ситуационный центр — одно из ключевых его подразделений. Здесь почти всегда тихо, «говорят» в основном экраны, а сотрудники сосредоточены на задачах. У специалистов по четыре монитора на столе для работы с профильными системами. Часто они поднимают взгляд на табло во всю стену, куда выводятся записи с уличных камер на ключевых перекрестках и участках дорог. Движение без затруднений. Показатели по бокам экрана, такие как общая длина заторов и скорость движения по магистралям, соответствуют норме. В левом верхнем углу горит желтый кружок с цифрой четыре. Для буднего дня это хороший балл загруженности дорог. Спокойная обстановка в городе — заслуга всего коллектива ЦОДД, подчеркнул заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Магомед Колгаев.

«Важно изначально проектировать улицы и организовывать движение так, чтобы всем его участникам было удобно и безопасно. При этом огромную долю перевозок берет на себя городской транспорт. Метро, Московское центральное кольцо, Московские центральные диаметры развиваются, и жители все чаще предпочитают их автомобилям. Наша задача — обеспечить комфортное и безопасное движение на дорогах. Паттерн перемещений автомобилистов подобен маятнику. Утром трафик движется в центр города, днем перемещается внутри московских колец и по ним, а вечером уходит в сторону области. Подсчитав, сколько машин пройдет, скажем, через проспект Мира в центр с семи до восьми утра, мы знаем, как их принять на Садовом кольце, ТТК и примыкающих улицах», — пояснил он.

Создать матрицу перемещений помогают почти четыре тысячи камер фотовидеофиксации. Они не только выявляют правонарушения, но и определяют, сколько автомобилей едет по Москве и как. В городе более 60 тысяч светофоров, режим которых оптимально настроен для всех участников движения с помощью аналитики и моделирования потоков. Некоторые работают по одной из зашитых программ, выбирая режим в зависимости от времени суток. Другие подстраиваются друг под друга, например на протяженных магистралях со множеством примыкающих улиц, создавая ту самую зеленую волну.

А еще есть умные светофоры, установленные более чем на 600 перекрестках по всему городу. Они ориентируются прежде всего по индукционным петлям, вмонтированным в асфальт, но есть и другие виды детекторов: радиолокационные, видеокамеры и так далее. Датчики определяют плотность потока и тип транспорта, отличая городской. Ему светофор дает приоритет. Автомобилисты тоже экономят время: они останавливаются только тогда, когда нужно пропустить автобус или трамвай. Пешеходы вызывают зеленый сигнал при помощи кнопок. Умные перекрестки обустроили на улицах с изменчивым трафиком или разными видами транспорта, например на площади Тверская Застава, где каждый день разъезжаются трамваи, автобусы и тысячи машин более чем по 30 направлениям.

«С 2010 года скорость движения в Москве увеличилась на 24 процента — до 56 километров в час. Снизился средний балл загруженности дорог. Уже настроенная интеллектуальная транспортная система сама управляет потоками. Но если произошел инцидент, ритм движения сбивается. Тогда в дело вступает ситуационный центр», — уточнил Магомед Колгаев.

Светофоры, камеры и датчики движения: как работает интеллектуальная транспортная система ЦОДД МосквыОт Кремля до МКАД: история московских колец

Тысячи камер и считаные минуты на реагирование

У сотрудников ситуационного центра рука на пульсе 24/7. Они одними из первых узнают о происшествиях. При ДТП вызывают ближайший дорожный патруль ЦОДД или взаимодействуют с инспекторами ГАИ, первые также приезжают на вызов, если автомобиль сломался и мешает движению. Если надо очистить путь от снега, звонят коллегам из коммунальных служб, а если большегрузы буксуют, прибывает служба помощи ЦОДД на грузовых машинах. О затруднениях и путях объезда жители узнают через информационные табло на дорогах, СМС-сообщения, приложения «Парковки России» и «Московский транспорт», соцсети.

Если камеры, детекторы, табло и цифровые сервисы — глаза и голос центра, то дорожный патруль — его руки. Экипажи ЦОДД регулируют движение во время массовых мероприятий, помогают водителям при авариях, поломках на дороге. При происшествиях дежурная смена просит патруль освободить путь для аварийных служб, обеспечить прикрытие, взять светофор под ручное управление на перекрестке и так далее.

Помимо камер фотовидеофиксации, в распоряжении специалистов более 200 тысяч городских камер. На большом экране в ситуационном центре показывают сложные перекрестки с наиболее интенсивным движением: Цветной бульвар, Павелецкую и Большую Сухаревскую площади.

«Сведения также получаем через канал 112, в навигационных сервисах. Специальная программа выявляет новости по ключевым словам-триггерам в соцсетях, мессенджерах и СМИ. Видите в правой части экрана цифру пять над значком ДТП? Значит, система нашла пять сообщений о событии. Она проверяет и новости, связанные с городским транспортом, инфраструктурой, такси, велосипедами», — объяснил Магомед Колгаев.

Главный специалист дежурной смены Ксения Долгова рассказывает, как проходит ее день. За каждым сотрудником закреплены округа. На одном мониторе транслируются записи с камер на «своих» магистралях. На втором открыты информационные каналы, на третьем — журнал происшествий. Четвертый показывает инциденты, которые передают умные камеры. Ситуацию следует контролировать до момента, когда службы уедут и путь освободится.

«За сутки мы обрабатываем от четырех до шести тысяч событий. А на первые действия есть считаные минуты, ведь иногда даже мелкое ДТП может привести к многокилометровому затору. В наших руках и светофоры. Если какое-то направление перегружено, меняем режим», — отметила она. Камеры с нейросетью и дворниками

В центре круглосуточно работают более 20 человек. Помимо «опергруппы», среди них специалисты по нехарактерным случаям и мониторингу информационного поля: парковкам вторым рядом, дрифту на круговом перекрестке, скоростной езде. Другая дежурная команда отслеживает инциденты с камер видеоаналитики, оснащенных нейросетью. Таких в Москве более 1,5 тысячи, в том числе они покрывают всю Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД).

Магомед Колгаев показывает запись с одной из них. Разделительные полосы дублируют линии, начерченные для нейросети. Система распознает 13 инцидентов, в том числе движение задним ходом, парковку, задымление, остановку в полосе движения и даже пешеходов там, где их быть не должно (на МКАД — нигде). Ночь, путь свободный, скорость высокая, и тут на дороге останавливается машина — это тревожный звонок, и нейросеть его не прозевает. Если другой водитель не заметит препятствие, автомобили столкнутся.

«По сигналу нейросети вызываем дорожный патруль для прикрытия или помощи, если нужно — эвакуатор ГКУ “Администратор московского парковочного пространства”, коллег из ГАИ. У умных камер есть обогрев, омывающая жидкость, дворники. За такими технологиями будущее. Представьте: камера фиксирует затор, сообщает светофору, тот меняет режим. И табло над дорогой информирует водителей. Но человек все равно незаменим. Нейросеть следует алгоритмам, а некоторые случаи могут не попасть ни под один из них, да и сами алгоритмы закладывают специалисты. Мы всегда будем держать руку на пульсе и подключаться в нетривиальных ситуациях», — поделился заместитель руководителя ЦОДД.

Утром у дежурной смены кипела работа: она координировала службы после ДТП. Спокойным Ксения Долгова считает рабочий день без крупных происшествий.

«Здорово, когда при загруженности дороги начинаешь управлять светофором вручную — и люди свободно разъезжаются. Или на магистрали сломалась машина, водитель растерян, а ты отправляешь туда дорожный патруль. Человек в безопасности, он уезжает домой, к родным. В конце года мы подводим итоги. Узнав, что аварийность снова снизилась, убеждаемся, что наш центр нужен городу», — улыбается она.

Собянин: Умные камеры помогли сократить количество ДТП на МКАД на 20%Автомобили, мотоциклы и велосипеды: как службы помощи ЦОДД следят за ситуацией на дорогахДорогу пешеходу, или Как в Москве обустраивают зебрыДирижеры дорог: как ЦОДД управляет потоками автомобилей столицы

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

21:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024