Гениальная актриса и глубокий человек: Алиса Фрейндлих — почему её любят миллионы
Билеты на Алису Фрейндлих не достать — раскупаются за пару часов. На спектакле вместе с Олегом Басилашвили полная посадка. Мест нет. Даже в свои 90 лет актриса продолжает покорять современных зрителей.
Народная любовь к Алисе Фрейндлих пришла ещё в 60-е годы. В кино, правда, поначалу были только эпизодические роли. Впрочем, уже совсем скоро актриса покорит отечественный Олимп. Её снимали легендарные Тарковский и Рязанов. Эти образы принесли ей всесоюзную славу. Чтобы сыграть старомодную и нудную Людмилу Прокофьевну блондинка Алиса Фрейндлих перекрасила волосы и тщательно изучила, как одеваются советские чиновницы.
После выхода «Служебного романа» цитаты из фильма сразу ушли в народ, а советские модницы отправились в магазины и парикмахерские, чтобы сделать себе такую же стрижку и купить платье, как у Людмилы Прокофьевны.
Сложно представить, но поначалу Алису Бруновну многие режиссеры считали некиногеничной. Однако из простой женщины с нестандартной внешностью она стала королевой, показав все стороны загадочной женской души.
Алиса Фрейндлих благодаря своим культовым образам в кино покорила миллионы сердец. Но пожалуй, её главная любовь — не кинематограф, а театр. Точнее, три театра.
Свою карьеру актриса начинала на Итальянской улице, в театре Комиссаржевской. Долгое время молодая Фрейндлих играла старух, но в основном — мальчиков-подростков, как рекомендовала характеристика Ленинградского театрального института. Впрочем, ленинградский зритель с удовольствием шел на беспризорника Котьку в спектакле «Светите, звезды» и на «Малыша и Карлсона» в театр Ленсовета. Именно здесь артистка по-настоящему раскрыла свой актерский талант и стала «примой» сцены, где почти все спектакли были написаны только для неё. Ну а самым продолжительным местом работы и творчества Алисы Фрейндлих остаётся БДТ. На его сцене она сыграла больше 20 ролей. От вульгарной девицы в постановке «Коварство и любовь» до безжалостной и безумной леди, как в шекспировской пьесе «Макбет».
«Она прекрасно играла в «Макбете» леди Макбет. Прекрасно. Изумительно совершенно, незабываемо. А потом мы вместе стали репетировать в прекрасном спектакле «Коварство и любовь». Я Алисе Бруновне благодарна не только за актёрское партнерство и за эту радость, быть с ней на сцене, за все годы нашего совместного бытия. Я о ней думаю, как о самом близком человеке. Я всегда о ней думаю», — сказала Елена Попова, Народная артистка России, актриса БДТ.
Девочке с немецкими корнями выпало пережить блокаду Ленинграда. От голода не погибла благодаря бабушке, которая строго по часам выдавала крошечные кусочки хлеба. В памяти и довоенное детство на даче, а потом и летние вечера в Комарово с мужем Игорем Владимировым и дочерью Варварой. Народная артистка СССР, кажется, идеально смотрится в компании знаменитых дачников разных эпох. И вот так просто величайшую актрису современности можно встретить в небольшом музее Келломяки-Комарово.
— Как вам живётся в Комарово?
— В Комарово живётся прекрасно. Обожаю, люблю, играю здесь в карты.
На выставке, которую приурочили к 90-летию актрисы, увидеть Алису Броновну даже не мечтали. А она пришла. В экспозиции старинный зонтик, веер из перьев страуса и расшитые бисером перчатки — в них Фрейндлих играла Раневскую в «Вишнёвом саде» на сцене Театра Ленсовета. А ещё бусы, которые Алиса Бруновна делала своими руками.
«50 лет прожила в стране дефицита. Надо было спасаться. Мы делали себе украшения, серьги, бусы. Они из пуговиц. Пуговицы были — застегиваться-то надо. Пластмассовые пуговицы. Весь вопрос в том, как их расположить», — сказала Алиса Фрейндлих, народная артистка СССР.
«А это было не просто открытие, а она фактически свой творческий вечер устроила. Рассказывала почти целый час. Она своим присутствием выразила огромное уважение к музейщикам вообще, к музею, ко всему историко-культурному комплексу «Разлив», частью которого мы являемся», — сказала Екатерина Боярская, заведующая музеем «Келломяки-Комарово».
Те, кто её знает лично, говорят, Фрейндлих, как тайна, которая уводит за собой в глубины искусства. То ли ребенок, то ли взрослый человек, не роковая красавица, а голос ломкий , какой-то уплывающий, но такой манящий и привлекательный. А когда она поёт, это как удар в сердце.
«У меня тоже ассоциация Алисы Бруновны, знаете, с музыкой Андрея Петрова, ленинградца нашего, вот всегда такая лёгкая-лёгкая музыка лирическая и её лицо крупным планом», — сказала Нина Усатова, актриса БДТ.
Как кинообразы Алисы Фрейндлих становились культовыми, так и композиции Андрея Петрова превращались в хиты. Меццо-сопрано актрисы в тандеме с музыкой композитора вошли в золотой фонд кино. Это дух эпох и чудо природы под названием Алиса Фрейндлих.