Поездки на такси подорожали на треть, и это не предел

Поездки на такси подорожали на треть, и это не предел

Средний тариф на поездку в такси вырос на 13,8 процента с начала 2024 года, следует из данных Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, которые есть в распоряжении «Парламентской газеты». У перевозчиков своя арифметика: в Общественном совете по развитию такси сообщили о среднем росте на 30 процентов во всех регионах страны. При этом эксперты не видят предпосылок для стабилизации тарифов в 2025 году. «Парламентская газета» узнала подробности.

Официальный рост — 13-25 процентов

К октябрю с начала 2024 года средний тариф на перевозку пассажиров легковым такси в России прибавил 13,8 процента. Лидерами роста индекса стоимости являются Москва — 25,2 процента, Московская область — 18,6 процента, где перевозчики наиболее зависимы от иностранных моделей автомобилей, роста затрат на аренду автомобилей и заработную плату, поддерживаемую дефицитом водителей. Об этом в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации сообщили со ссылкой на данные Росстата в ответ на запрос «Парламентской газеты».

Средние цены на новые отечественные автомобили, являющиеся основой регионального парка, с начала года выросли на 13,1 процента, на услуги техобслуживания — на 11,14 процента, отметили в организации. «Проблема непрекращающегося роста стоимости новых автомобилей усугубляется ростом ставки лизинга, которая либо закладывается в тариф, либо вовсе препятствует замене автомобиля после выработки ресурса», — говорится в ответе на запрос.

Среднемесячная зарплата в сфере таксомоторных перевозок, по данным Росстата, выросла за год на 11,5 процента.

Версия перевозчиков: + 30 процентов

Официальные запросы относительно стоимости поездок на такси редакция направила в транспортные ведомства Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. В комитете по транспорту Северной столицы сообщили, что «не имеют полномочий по сбору и ведению запрашиваемых статистических данных в отношении легкового такси». В московском Дептрансе уточнили, что тарифы действующим законодательством не регулируются: агрегаторы и перевозчики устанавливают стоимость самостоятельно, исходя из спроса, предложения, погодных условий, числа активных водителей на линии и других факторов.

«Мы видим, что рост среднего чека на таксомоторные перевозки имеет сезонный характер, — уточнили в департаменте транспорта Москвы. — В периоды, когда спрос на такси высок, а свободных машин на линии мало, начинает действовать повышающий коэффициент. Это временная и вынужденная мера, чтобы привлечь на линию больше водителей и таким образом нормализовать цены».

В Общественном совете по развитию такси, который объединяет перевозчиков из более чем 70 субъектов РФ, привели свои данные. «В целом по году видим, что стоимость поездок выросла в среднем на 30 процентов. Это касается всех регионов России», — сообщили «Парламентской газете».

Что будет дальше

В настоящее время нет предпосылок для стабилизации тарифов, рассказала председатель Совета по такси Ирина Зарипова: «Согласно имеющимся прогнозам, в 2025 году ожидается продолжение роста стоимости автомобилей и запасных частей. Высокая ключевая ставка уже привела к увеличению затрат на лизинг и кредитование».

Перевозчики не получали сигналов о планируемых мерах господдержки отрасли, добавила Ирина Зарипова, зато известно об ужесточении требований к ним. Например, в Госдуму внесли законопроект об обязательном оборудовании автомобилей такси видеорегистраторами, что повлияет на экономику отрасли. Экспертный прогноз на 2025 год: рост тарифов не ниже реальной инфляции.

В госведомствах, куда «Парламентская газета» направляла запросы, от прогнозов отказались. Агрегаторы, через которые проходит большинство заказов, пока также не раскрыли свою статистику.

Порог вхождения

На рост стоимости поездок обратили внимание в Госдуме, отметив, что он вызван объективными факторами. Один только бензин прибавил в цене с начала года около 10 процентов, сказал нашему изданию первый зампред думского Комитета по транспорту Павел Федяев. Он также согласился с тем, что отрасли, особенно в крупных городах, не хватает автомобилей экономкласса, но этот вопрос будет решен с помощью отечественных производителей, уверен парламентарий. Указал Федяев и на рекордно низкую безработицу в стране: «В этих условиях идет конкуренция за кадры, часть тех, кто мог бы перевозить пассажиров, ушли в смежные сферы, например в курьерскую доставку».

Получать заказы от агрегаторов могут только легальные перевозчики — с 1 сентября 2023 года по новому закону о такси в каждом регионе действуют реестры машин, перевозчиков и служб заказа. Порог вхождения на рынок относительно не высокий: водительский стаж от трех лет, отсутствие судимости по тяжким статьям и долгов по штрафам. Получить разрешение можно через портал госуслуг, это бесплатно.

На конец ноября 2024 года в реестре легковых такси содержалось 670,5 тысячи записей, то есть на такое количество автомобилей перевозчики имеют право получить разрешения. Оценочно число действующих разрешений может достигать 380 тысяч единиц, отметили в Аналитическом центре при Правительстве.

Львиная доля легальных такси приходится на Москву, где работают больше 300 тысяч водителей. По данным Дептранса столицы, ежедневно они перевозят больше 1,7 миллиона пассажиров.

 

«Парламентская газета» «Парламентская газета»

07:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024