О чем говорят мужчины: три ярославских художника представили совместную экспозицию «Разговоры»
Пять лет назад живописцы Антон Братыкин, Евгений Варначев и Платон Крохоняткин открыли дорогу в удивительный мир. Вратами в него стал старый дом в деревне, где не осталось постоянных жителей. Здесь в тишине и безлюдье ярославцы по несколько дней живут «робинзонами» и становятся свидетелями обыкновенных чудес. О них они рассказали на выставке.
В Даниловском районе, в отдаленной от больших дорог опустевшей деревеньке стоит бревенчатый дом-старожил. Просторный. Еще крепкий. Но лишенный современных бытовых удобств и соответствующий крестьянскому укладу начала ХХ века. Для отопления и приготовления пищи – две печи. Водопровода нет: за водой нужно ходить к роднику.
В этом доме когда-то жили несколько поколений большой семьи. А сейчас он опустел и отчаянно скучает. Ему хочется, чтобы хоть иногда сюда приезжали люди, обживались, разговаривали. А он становился незримым свидетелем – и даже участником – этих разговоров. Не удивляйтесь, старый дом словоохотлив и знает множество интересных историй. Но его речь не все понимают. Его реплики – это шум ветра в печной трубе. Скрип половиц...
Ярославские художники Антон Братыкин, Евгений Варначев и Платон Крохоняткин нашли подход к старому дому. Он стал для них привычным и приятным собеседником. Раскрыл свои тайны. Показал то сокровенное, мимо чего обычно пробегает замыленный взгляд.
Трое друзей по несколько раз в год отправляются навестить «старика»: проведать, подлечить мелким ремонтом, порадовать разговорами. И увозят с собой подарки... Картины. Об этих эпизодах добровольной робинзонады они рассказали в своей экспозиции.
– Уже пять лет мы выезжаем на пленэры в деревню Сухарево Даниловского района. Это не обычные ежегодные выезды художников «на натуру», когда они стремятся запечатлеть первый снег, пробуждение природы ранней весной, очей очарованье золотой осени. Это важная часть нашей жизни. Возможность погрузиться в особый «деревенский» мир со сложившимся распорядком дня, распределением обязанностей, привычками, – поделился художник Антон Братыкин.
Три мастера-живописца: у каждого – своя тема и манера в искусстве, они по-разному передают свое видение окружающего. Но стержень творчества у них один – любовь к русской природе, к малой родине.
Экспозиция включает около ста произведений: этюды, написанные с натуры, а также станковые работы, выполненные в мастерской.
«Разговоры» друзей-пленэристов, воплощенные в живописных произведениях, дают возможность зрителю заглянуть в рабочий процесс художника, что, без сомнения, интересно любителям живописи.
– Это место не из тех, что очаровывают с первого взгляда. Оно не выставляет напоказ стандартные «красивости», видовые точки. На первый взгляд оно даже кажется странным. Но все меняется, когда лучше его узнаешь, начинаешь видеть в обыденном прекрасное. Каждый из нас здесь нашел свою тему и взялся ее развивать. А потом мы решили представить свои поездки как выставочный проект, – пояснил Антон Братыкин.
Друзья-художники рассказали зрителям о своих путешествиях в заповедный мир, похожий на царство Берендея. Получились интересные истории, похожие на сказки.
– Поэт и художник Леонид Пузин написал такие лирические строки: «Осень разная. Бывает, что и дождь, и темень те же: все такое, но рукой будто ласковой утешен, преисполненный надежды ждешь и знаешь, что потом старый лес залечит раны…» Читая их, представляю пейзажи тех мест. Там такие безбрежные дали! Это очень поэтично. А поэзия, увы, уходит из нашей жизни. Она почти ушла. Но в глубинке она задержалась. Там – живой источник вдохновения, творчества. Поэтому мы туда и ездим каждый год, – объяснил участник выставки Платон Крохоняткин.
Он убежден: художник улавливает энергию космоса и трансформирует ее в свои произведения. И в той отдаленной деревне оказалась невероятной мощности «станция подзарядки».
Примечательно, что наряду с живописными работами художники представили фотолетопись своих «Разговоров». Зритель может увидеть не только то, как рождались картины, но и как бытовали «робинзоны» в старом доме. Это необычный, но по-своему очень приятный вид отдыха. Всем троим явно доставляют удовольствие философствования у очага, когда люди не уткнулись в телевизор и смартфон, а рассуждают о том о сем.
– Это возвращение к историческим корням очень важно нам, людям XXI века, – считает художник Александр Шилов.