Дмитрий Крюченков: Не надо нам помогать, мы справимся
Масштабы мошенничеств огромны, но попадаются только курьеры. Так ли это? Удаётся ли раскрывать преступные схемы, и какие стратегии мошенников срабатывают особенно эффективно обсудим с начальником отдела по раскрытию мошенничеств УМВД России по Тульской области Дмитрием Крюченковым.
Насколько масштабна проблема в Тульской области?
На сегодняшний день у нас зарегистрировано 3124 мошенничества с начала года на территории всей Тульской области. Мы в принципе не являемся какими-то лидерами по количеству мошенничеств, эта проблема общероссийская. В целом примерно по 9-10 фактов мошенничества в день, как правило, в выходные меньше регистрируется в силу того, что это выходной, людям бывает иногда лень дойти до отделения полиции. Это то, что официально зарегистрировано, когда люди пришли и заявили, так как это вид преступления достаточно латентный, можно предположить, что их ещё больше.
А насколько масштабны факты? Какие наиболее крупные суммы?
По лидерам 16 млн – самое крупное, перевела женщина мошенникам в одном из городов областного центра. В последние вот несколько недель превалирует такой вид мошенничества, когда потерпевшим на сотовый телефон приходит сообщение, либо предварительный звонок о том, что это Тулэнерго, и просят установить приложение для обеспечения для более лёгкого ввода данных по счётчику, по своему лицевому счёту, люди устанавливают это программное обеспечение. Снимают все деньги, которые есть на счёту. То есть они не связаны с заёмом у банка. Преступники получают доступ к его мобильному телефону и переводят все деньги.
Еще лидируют преступления следующего рода, когда в одном из популярных мессенджеров приходит сообщение от работодателя с его аватаркой. Как правило, что подкупает будущего потерпевшего, обращается к нему по имени и отчеству. Далее сообщают ложную информацию, заключающуюся в том, что какая-то проверка существует в нашей организации, либо там кто-то с Москвы с вышестоящей конторы приезжает. Поэтому у нас небольшие проблемы. Сейчас с вами свяжется сотрудник ФСБ, необходимо следовать его указаниям, потом мне обязательно расскажите, чем там все дело кончилось.
То есть человек подкупается тем, что к нему обращаются, во-первых, по имени и отчеству. Человек знает – аватарка стоит, хотя, как правило, преступники даже ленятся в том же телеграмме скрывать номер телефона.
А далее принцип мошенничества в том, что человека убеждают в том, что с его счётом происходят какие-то подозрительные операции, что он финансирует вооружённые силы Украины, что он финансирует терроризм. У человека паника, и чтобы сохранить своё честное имя, ему необходимо, конечно, пойти набрать, как можно больше кредитов, потому что на него уже якобы взяли там 2, 3, 4, 5 млн. Поэтому ему нужно взять аналогичную сумму и положить её на так называемый безопасный счёт, чтобы этот кредит закрылся, и он тем самым перед государством доказал своё честное имя.
Как это работает? Мы с вами не раз уже говорили о том, что зачастую по прошествии времени это кажется абсурдным, которые допускают люди с высшим образованием, люди умные люди, эффективно работающие на своих должностях. Как это работает? Это какой-то гипноз, это какие-то психологические трюки, что используют мошенники?
Все люди говорят, что я как будто под гипнозом находился, ввели в какое-то заблуждение, я как будто сам не свой. Быстрый темп речи, своеобразный слэнг, то есть человека, убеждают, что он действительно является либо сотрудником ФСБ, Росфинмониторинга, Центробанка, чего угодно.
Часто звонки происходят по видеосвязи по ватсапу, причём там такой хороший антураж создан: сзади герб, портрет президента, кабинет, люди в форме сидят. Предвестник этой темы был, когда присылали удостоверение по ватсапу. Людей, таким образом, вводят в заблуждение, потом присылают им бланки различных процессуальных документов, что они признаны потерпевшими, либо являются подозреваемыми с фамилией, с именем, отчеством. У человека паника, откуда у них мои данные, и действительно, очень часто потерпевшими становятся люди, которые на первый взгляд, никаким образом не должны быть подвержены воздействию мошенников. Это люди с высшим образованием, с высшим юридическим образованием. Люди с экономическим образованием. У нас был потерпевший – главный бухгалтер крупного предприятия Тульской области – человек, который действительно разбирается в финансах и понимает, что понятие безопасный счёт не существует.
Подбирают каждому человеку ключик, он, в принципе, к каждому есть. Например, около 3 недель назад в городе Новомосковске был такой случай, женщина пришла снимать в отделение банка сумму денег очень крупную. У неё был свой счёт. Операционистам это показалось подозрительным. У неё там буквально несколько месяцев оставалось до завершения вклада. Она теряла проценты. Она не могла пояснить суть и цель, для чего она снимает эти деньги. Они нас проинформировали. У нас хорошее взаимодействие с сотрудниками службы безопасности различных банков. Сотрудники выехали на место, представились, попытались ей объяснить, что в отношении нее происходят мошеннические действия. Женщина это отрицала. На всякий случай, чтобы убедить её пригласили в райотдел. Он недалеко находится от банка.
То есть понятно, что нам часто говорят, у вас удостоверение поддельное, форму купил в магазине. Но когда уже привели в райотдел официально, дежурная часть, люди в форме с автоматами на входе стоят. Женщина сказала, нет, у меня осуществляется мечта. Я хочу купить автомашину. Пожалуйста, отстаньте от меня все.
Через 2 дня она пришла писать заявление, что её обманули мошенники. Она эти деньги перевела на так называемый безопасный счёт. То есть можно об этом очень много говорить, но, к сожалению, как показывает практика, кому на роду написано быть обманутым, ты можешь ему сколько угодно объяснять и какие угодно примеры приводить. У нас были случаи, когда мы непосредственно в банках, выходили на место, объясняли людям, доводили эти схемы, говорили, может быть, с вами кто-то созванивался. Может, вы хотите деньги перевести на безопасный счёт, вам звонил ваш работодатель, ФСБ, Росфинмониторинг, Центробанк?
Я хочу купить машину. Как правило, у нас 2 причины. Это либо кредит на покупку автотранспорта, либо это кредит на ремонт. Это люди говорят, потому что их так инструктируют мошенники.
Более того, они сейчас пошли несколько дальше. Они знают, что в некоторых отделениях банка мы осуществляем физическую охрану, присутствие на предмет того, что вот если операционисты нам сообщают, что какая-то подозрительная ситуация, приходит человек и зачем-то берет там 3 млн себе кредит. Непонятно зачем.
Преступники предупреждают человека, что если тебе подойдут, сотрудник представится, он будет в форме, без формы, веди себя естественно, объясняй, что ты берёшь деньги на ремонт дома, а если они скажут подтвердить, то ты называй телефон такой то такой-то. И скажи, что это твой брат Саша. Я отвечу, я им все объясню. То есть мы, когда пытаемся с людьми найти общий язык, как правило, они как под гипнозом. Как бы нет такого у нас понятия ни медицинского, ни юридического – гипноз. Мы пытаемся с людьми найти общий язык через родственников. То есть берём телефон, а жена в курсе того, что вы хотите купить машину? Давайте мы позвоним жене, спросим.
Были случаи тоже, женщина около 7 часов переводила деньги на на счета симкарт в банкомате, там ограничение 15 000, взяла на очень много денег. То есть больше 15000 она не могла перевести. И вот она в течение 7 часов стояла, засовывала эти деньги банкомат.
Ловят только курьеров. А это, как правило, восемнадцатилетние мальчики и девочки, которые не имеют доступа никакого к звеньям, более высоко стоящим этой цепи. Или это не совсем так?
Есть, конечно, положительные примеры. Ну и своя правда, конечно, в вашей фразе есть, мы устанавливаем и задерживаем в основном курьеров, потому что непосредственно те люди, которые осуществляют звонки и разговаривают с потерпевшими, вводят их в заблуждение, представляются сотрудниками мнимых и настоящих действующих организаций. Они все находятся за пределами нашего государства. То есть мы никаких следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в силу того, что наша юрисдикция туда не распространяется, проводить не можем.
Соответственно, мы можем устанавливать только все звенья, вплоть до вот до окончания нашей границы государственной. Но, поверьте, этих людей тоже очень много. Эти курьеры, несмотря на свой незначительный молодой возраст, они в своём большинстве на 99% осведомлены о том, что они совершают преступления.
Они все всегда прекрасно понимают, что они участвуют в мошеннической схеме, помимо этих курьеров у нас есть практика установления людей, если они действуют на территории России, есть курьеры – это так называемое низшее звено. То есть он забрал деньги, перевёл его дальше, мы устанавливаем, куда дальше деньги уходят. То есть следующее звено. Как правило, таких звеньев очень много. То есть в итоге все уходит на территорию недружественного в настоящий момент нам государств. Но вот эти все звенья, они устанавливаются, проблем с этим особо нет, кроме территориальной разрозненности, потому что, то есть в Туле у нас, к сожалению, никто деньги не переводит. Они идут в Казань, Новосибирск.
Есть люди, которые, начиная разговор с мошенниками, понимая, что это мошенники, хотят как будто бы помочь вам выведать какую-то информацию, чтобы потом её передать или просто развлечься. Бывают и такие люди, которые заводят этот диалог, чтобы просто как-то поймать мошенников на чем-то. Может ли это в чем-то вам помочь?
Нам совершенно это никак не поможет. Мы знаем, откуда происходят эти звонки. Если человек записывает голос, бывают такие детективы, нам тоже это совершенно никак не поможет. Мы голос можем сами потом истребовать, какой нам нужен. Опять же повторюсь, что звонки это из-за рубежа. То есть этот человек у нас физически на территории страны не находится.
Там же выводится на эмоции, как правило, все. И когда человек начинает умничать, ты там в зоне сидишь, или по национальному признаку всячески начинает оскорблять. Там же тоже люди такие своеобразные. У нас были случаи, когда преступник подделывал телефон потерпевшего и делал, например, анонимные звонки о заминировании различных учреждений.
И когда к человеку, который до этого выпендривался на него по телефону, что сейчас я тебя на чистую воду выведу, приезжали сотрудники полиции со словами, что с твоего телефона заминировали суд ближайший или там школу, человек удивлялся. Это не в нашем регионе было, но просто практика такая по России есть. Нам это не поможет никак, если такие люди есть, ради контента, как сейчас модно, если выложить куда-то, никто не может это запретить, но с профессиональной точки зрения нам это не нужно совершенно.
Самая лучшая профилактика в данном случае, если человек понимает, что это действительно мошенники, лучше прекратить разговор. Не надо нам помогать, мы справимся.