Цена депутатских километров. Пензенская область стала тратить больше денег на машины для депутатов Госдумы
Для депутатов Государственной думы, находящихся в Пензенской области, каждый год арендуют машины. Делают это, разумеется, за счёт бюджета. За последние годы стоимость оказания этой услуги стремительно сокращалась, особенно после антикоррупционной кампании 2021 года. Однако в 2024 году цена контракта снова выросла на 500 тысяч рублей. Почему эта закупка ежегодно вызывает вопросы и что скрывается за динамикой цен?
Каждый год в Пензенской области объявляется тендер на оказание транспортных услуг для депутатов Государственной Думы. В 2024 году начальная цена контракта составила 2 376 000 рублей. Согласно условиям, подрядчик обязан предоставлять легковые автомобили категории В с водителями, работающими в ненормированный график, включая выходные и праздники. В заявке указано, что машины должны быть оборудованы системой климат-контроля, находиться в исправном и чистом состоянии, а также обеспечиваться техническим обслуживанием и горюче-смазочными материалами за счёт исполнителя.
Анализ цен за последние три года показывает интересную динамику. В 2022 году стоимость контракта составляла 1 491 000 рублей при объёме 35 500 километров, а в 2023 году она выросла до 1 952 500 рублей при том же пробеге. Увеличение на 461 500 рублей частично объясняется инфляцией и ростом цен на топливо. В 2024 году цена выросла еще на 423 500 рублей.
Рост цены в 2024 году также сопровождался увеличением средней стоимости километра до 66 рублей, тогда как в 2023 году она составляла 54,98 рубля, а в 2022 году – 42 рубля. Пробег автомобилей в этом году составляет 36 000 километров, что лишь на 500 км больше по сравнению с 2022 и 2023 годами.
Сравнение с предыдущими годами показывает, что повышение цены происходит не из-за увеличения объёма услуг. Скорее всего, это связано с изменением стоимости содержания транспортных средств и инфляцией. Однако, если учитывать снижение требований к автомобилям за последние годы, такое резкое увеличение цены вызывает вопросы.
Подрядчиком в 2024 году выбрано ГБУ «Управление делами губернатора и Правительства Пензенской области». Организацию возглавляет Дмитрий Катков, управление занимается деятельностью сухопутного пассажирского транспорта, а также обслуживанием нужд губернатора и правительства области.
Ситуация с транспортным обслуживанием депутатов претерпела кардинальные изменения после арестов и антикоррупционной кампании 2021 года. Тогда начальная цена контракта достигала рекордных 2 870 000 рублей. Требования к автомобилям были существенно выше: машины с объёмом двигателя не менее 2,4 литра, мощностью 167 лошадиных сил и уровнем шума не более 74 дБ.
Потом чиновники и депутаты стали скромнее, и цены на эти закупки резко упали. В 2022 году контракт обошелся в 1 491 000 рублей, а в 2023 году – в 1 952 500 рублей. Упрощение требований сыграло ключевую роль: исчезли пункты об адаптации автомобилей, а минимальная мощность двигателя была снижена до 106 лошадиных сил.
Динамика цен на транспортное обслуживание депутатов в Пензенской области отражает не только изменения в экономической ситуации, но и подходы к управлению государственными закупками. Если в прежние времена такие контракты сопровождались высокими требованиями к транспорту и бюджетными затратами, то при Мельниченко региональные власти перешли на более экономичный подход. Однако рост цены в 2024 году, несмотря на умеренные требования, снова поднимает вопросы о прозрачности и эффективности распределения бюджетных средств.
Фото из архива редакции