Россия и Монголия разработают новую Программу научно-образовательного сотрудничества
В преддверии 26-го заседания Межправительственной Российско-Монгольской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству состоялось семнадцатое заседание Подкомиссии по образовательному, научному и техническому сотрудничеству.
Российскую делегацию возглавил заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский. Монгольскую делегацию – Государственный секретарь Министерства образования Монголии Батжаргал Ханджав.
Константин Могилевский поздравил коллегу с назначением на должность сопредседателя Подкомиссии. Участники встречи отметили, что в 2024 году срок действия Программы сотрудничества в области высшего образования и науки истекает. Договорились приступить к разработке актуализированного документа.
«Российско-монгольское взаимодействие в области проведения научных исследований носит устойчивый характер. В целях реализации межведомственной Программы сотрудничества в области высшего образования и науки на 2022-2024 годы активно проводятся совместные биологические, палеонтологические, геологические и историко-культурные экспедиции. Сегодня мы заслушаем результаты полевых экспедиций этого года», – отметил в своем выступлении Константин Могилевский.
На сегодняшний день Россия и Монголия проводят Российско-Монгольскую палеонтологическую экспедицию и Российско-Монгольскую комплексную биологическую экспедицию.
Во время заседания были озвучены несколько инициатив. Так, Институт истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения Российской академии наук предлагает возобновить археологические работы по изучению кочевых цивилизаций. А Институт геохимии им. А.П. Виноградова Сибирского отделения Российской академии наук предложил организовать Российско-Монгольскую геологическую экспедицию. Стороны договорились включить эти предложения в новую Программу сотрудничества.
В 2024-2025 году в России обучается около 2 тыс. граждан Монголии, из них почти 1,5 тыс. – в пределах квоты Правительства Российской Федерации.
«При этом хотел бы подчеркнуть, что Монголия входит в десятку стран по количеству предоставляемых бюджетных мест в рамках российской квоты. Текущий уровень нашего двустороннего взаимодействия требует наращивания темпов развития кадрового потенциала. Решение этого вопроса мы видим в реализации российских образовательных программ совместно с индустриальными партнерами. Подобная форма взаимодействия позволит наладить процесс трудоустройства монгольских граждан по завершении обучения в российских университетах», – подчеркнул Константин Могилевский.
Замминистра напомнил, что с 2003 года между Россией и Монголией действует межправительственное соглашение о взаимном признании образования и ученых степеней, которое отменяет сложные бюрократические процедуры признания дипломов об образовании.
Также Константин Могилевский отметил филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, который успешно работает в г. Улан-Баторе с 1999 года. Филиал реализует бакалаврские программы по экономике и общеобразовательные программы. Школа при филиале и ее преподаватели занимают первые места в разных номинациях российского Международного конкурса «Лучшая русская школа за рубежом».
Для эффективной подготовки кадров между российскими и монгольскими вузами действуют более 360 документов о сотрудничестве. Для его развития министры двух ведомств договорились о проведении первого Форума российских и монгольских университетов в 2025 году.
Еще одной важной темой обсуждения стали совместные инициативы по подготовке специалистов в области энергетики и горного дела. Иркутский государственный университет путей сообщения и Национальный исследовательский университет «МЭИ» подтвердили готовность продолжать обучать монгольских студентов по этим направлениям.
В завершение встречи Государственный секретарь Министерства образования Монголии Батжаргал Ханджав выразил благодарность российской стороне за конструктивное сотрудничество и подчеркнул, что укрепление научного и образовательного партнерства между странами является стратегически важным для обеих сторон.