Рассадник мошенничества и дезинформации: Сидоренко об ограничении Viber
МОСКВА, 13 дек — РАПСИ. Мессенджер Viber стал рассадником и главным каналом деятельности для мошенников и дезинформационной деятельности украинских спецслужб, поэтому ограничение доступа к сервису является правильным и логичным шагом, подчеркивает гендиректор АНО «Белый Интернет», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Элина Сидоренко.
«Ограничение использования Viber является решением сразу двух насущных проблем.
Во-первых, Viber, несмотря на то что в январе 2022 года открыл свое представительство в России в рамках закона о «приземлении», игнорирует требования российского законодательства в части удаления и ограничения запрещенного контента и ложной информации (в рамках реализации статей 15.1, 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ). Кроме того, компания так и не зарегистрировалась в Реестре операторов распространения информации.
Во-вторых, и, на мой взгляд, это главная причина, по которой стоит действительно ограничить работу ресурса – это то, что сервис стал рассадником и главным каналом деятельности для мошенников и дезинформационной деятельности украинских спецслужб», — подчеркнула Сидоренко.
Глава «Белого Интернета» напомнила, что сервис неоднократно в судебном порядке был предупрежден о необходимости соблюдения российского законодательства: 20 июня 2023 года Viber впервые был оштрафован на 1 миллион рублей за отказ удалить ложную информацию в сообществах мессенджера о специальной военной операции на Украине, а также жертвах среди населения.
Таганский суд Москвы 13 марта 2024 года оштрафовал Viber на 800 тысяч рублей за публикацию запрещенного контента.
Причем штрафы остаются неоплаченными, указала Сидоренко.
Что касается реестра, то он существует еще с 2014 года, а с 2017 года органы госбезопасности неоднократно направляли в адрес владельца сервиса — иностранной компании Viber Media S.a.r.l. (viber.com) требование о необходимости регистрации в Реестре ОРИ.
«Но компания так и не выполнила требования, и срок их исполнения истек неделю назад», — отмечает член СПЧ.
Она также обратила внимание, что еще в 2017 году было установлено, что через Viber распространяются предложения о покупке наркотиков, а также подробные инструкции о том, как в интернете можно приобрести наркотики.
«А с началом СВО мессенджер стал активно использоваться в целях информационной и психологической войны, а также для распространения вредоносных программ. Что вынудило в июне 2022 года региональные власти ЛНР и ДНР временно ограничить работу Viber на территории республик.
Но руководство компании никак не реагирует на подобные факты, и более того, в ноябре 2024 года Главное управление разведки Украины сообщило о запуске бота в Viber, через который предлагается сообщать информацию, которая может помочь украинской разведке», — подчеркнула Сидоренко.
По данным профессора, одновременно растет и число мошенничеств с использованием сервиса: аферисты начали подделывать в Viber вызовы с номера Сбербанка, а за 2024 год посредством Viber мошенники обманули россиян примерно на 5 миллиардов рублей.
«Это огромная сумма, но цифра потенциальных жертв мошенников в лице российской аудитории также внушительна, учитывая, что на ноябрь 2024 г. Viber занимает третье место по популярности среди мессенджеров в России после WhatsApp и Telegram.
Причина, по которой мошенники и украинские спецслужбы используют сервис, вполне понятна: Viber получает доступ к разным программам на мобильном устройстве, знает геолокацию, записывает разговоры, дает возможность скрыть или подменить номер и ник исходящего вызова. Плюс — это широкая популярность сервиса именно на Украине.
Все это в совокупности с лояльностью сервиса к антироссийской и, по сути, преступной деятельности, направленной против России, делает сервис привлекательным для мошенников», — указывает глава «Белого Интернета».
Сидоренко напомнила, что «Белый Интернет» неоднократно высказывался за то, что деятельность иностранных компаний в России, работающих с российскими пользователями и их данными, должна вестись при строгом соблюдении норм российского законодательства, исполнения судебных решений и недопущения ситуации, когда приложение становится каналом антироссийских манипуляций и преступной деятельности мошенников.