Первая помощница машиниста в Курской области Анастасия Чоп шла к мечте с самого детства

Первая помощница машиниста в Курской области Анастасия Чоп шла к мечте с самого детства

Путь к мечте чаще всего бывает трудным и тернистым. Не все идут до конца, особенно, когда понимают, что впереди ждёт долгая и опасная дорога. Анастасия Чоп никуда сворачивать не стала и теперь осваивает пути на поезде в роли помощника машиниста. Хоть представительница прекрасного пола и выглядит хрупкой, но выполняет она поистине сложную работу, с которой справится не каждый мужчина.

 «Я не управляю поездом, но помогаю обеспечить безопасность движения. Машинист находится справа за управлением, а я – слева. Слежу за приборами, за сигналами светофоров, за занятостью, свободностью пути. Веду также поездную документацию», - рассказывает девушка.

Насте с ранних лет нравилась техника – вместо кукол юная девочка играла с паровозиками, а, когда в родном Донецке подвернулась возможность, она без раздумий отправилась на детскую железную дорогу:

«Можно сказать, что это кружок с профессионально-техническим уклоном. Зимой тебе рассказывают теоретическую часть - вычитывают мехчасть вагона, локомотива, верхнее и нижнее строение пути, рельсового полотна, сигналы. Информация представлена в более сжатых объемах для детей. В техникуме и институте обучение проходить углублённо, но уже на этом этапе ты можешь понять твоё это или нет».

С принятием выбора девушки у окружающих возникли сложности. Все-таки помощник машиниста считается мужской профессией и, несмотря на кажущуюся открытость, это была «территория мальчиков». Анастасии приходилось долго просить допуск к занятиям, проявляя настойчивость.

«Когда я туда пришла, девочек там не было никаких, вообще ни одной. Все такими квадратными глазами смотрели, говорили: «Какой тебе тепловоз? Иди проводником катайся, стрелку там переводи, сигналистом постой. Зачем тебе локомотив», - делится героиня.

Девушка обучилась на курсах помощника машиниста тепловоза ТУ2 узкоколейного, сдала квалификационный экзамен и прошла поездную практику с мая по конец сентября. Так как тогда Настя себя хорошо зарекомендовала, её позвали отучиться в следующую зиму уже на машиниста. Здесь она также сдала экзамены и получила удостоверение.

Около 10 лет назад в родном Донбассе стало совсем небезопасно – снаряды поразили соседние дома, рынок и другие гражданские объекты. Тогда девушка с семьей была вынуждена переехать в Курск. Здесь выбор учебного учреждения не был сложным. После пройденных курсов она точно знала, куда собирается поступать.

«Курский железнодорожный техникум прямо делает из тебя человека. У нас на первом курсе была группа очень большая, уже после него отчислились 10 человек, как бы не больше. Многие не выдерживали дисциплину, которой учит техникум. За неё нас прямо гоняли: форма, опоздания, внешний вид, полностью по всем фронтам. Ко всему надо хорошо учиться – за хвосты и прогулы ругали», - отмечает Анастасия.

Интересно, что на ТПС-отделение, где училась курянка, более 20 лет не поступали представительницы прекрасного пола. Здесь она оказалась единственной девушкой на все 4 курса. Такое неравноправие связано с запретом на работу машинистами и помощниками машиниста для женщин. Профессию внесли в перечень «особо тяжких или опасных для здоровья». Даже после окончания обучения Настя не могла устроиться в данной сфере, ведь ограничения сняли только в 2021 году. Времени зря она не теряла – кроме прочего, девушка участвовала в гуманитарных поездках в ДНР, где помогала людям и братьям нашим меньшим.

«Я работала везде - и в зоомагазине, и в документации в  подмосковном депо Лобня, и с собаками. К выставкам их готовлю по сей день. Очень долго принимала решение идти ли на железную дорогу после снятия запрета, потому что понимала, что, если приду, то все будет серьезно. Потом решила, что именно 2024 год исполнит мою мечту спустя столько лет», - говорит девушка.

Перед самостоятельной поездкой курянке пришлось сделать около 6-8 дублерских выездов. Здесь, конечно, пригодились знания из ЖД техникума, но мелкие нюансы узнаются уже на месте. Она наблюдала за работой и слушала информацию от действующего помощника, а после сдавала дополнительные экзамены.

«Когда я первый раз поехала уже самостоятельно, такое классное чувство было гордости и радости за саму себя. Спустя столько лет все-таки все свершилось, все получилось, - сообщает Анастасия. Каждая поездка — это огромная ответственность. Ты понимаешь, что отвечаешь головой за все, за каждую кнопку в этой кабине. И за целостность доставки всех пассажиров, которые у тебя за плечами находятся. Нужно очень много всего знать, понимать».

Сейчас Анастасия является первой и единственной помощницей машиниста в Курской области. «Протоптать дорожку» для будущих девушек не только престижно, но и ответственно. Она отмечает, что нельзя упасть в грязь лицом, а держаться приходится наравне с мужчинами. Поблажек за то, что ты «девочка» тоже ждать не стоит. Все, вне зависимости от пола, несут одинаковую ответственность.

Конечно, на работе бывает тяжело, но дух путешествий упорно подталкивает осваивать всё новые горизонты. Каждая поездка совсем не похожа на предыдущую, даже если она проходит по одному маршруту. Атмосфера, духовный настрой, обстоятельства – всё будет другим. Девушка не знает, что ждёт её дальше на железной дороге, но как бы не сложилась её жизнь, мы желаем ей быстрой дороги и прямых путей!

Татьяна Чаплыгина

Фото из архива Анастасии Чоп

 

“Kursktv.ru” “Kursktv.ru”

00:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024