Вслед за учителем. Почему сотрудница красненского музея никогда не променяет село на город
«Познакомьтесь с нашей выставкой «Традиции чаепития». Тут мы собрали и современную посуду, и самовары. Обратите внимание на этот жаровый (такой самовар разжигали углём – прим. ред.), ему больше 100 лет. До того как в XVII веке в нашу страну завезли чай из Китая, в России составляли различные травяные сборы», – начинает свой рассказ Алла Петровна.
Как научный сотрудник районного краеведческого музея по экспозиционно-выставочной работе, к роли экскурсовода она уже давно привыкла. Знакомит с экспонатами и взрослых, и ребятишек. К каждому – свой подход. Если видит, что гости вдумчивые и располагают достаточным количеством времени, тут уж можно все интересности показать, рассказывать долго и подробно. Внимание детей надо держать постоянно какими‑то любопытными фактами, строить экскурсию увлекательно, но не растягивать надолго. А бывает, кто‑то окажется в музее, имея в запасе и вовсе 20 минут.
«Слишком мало! Но и за это время можно что‑то показать. Поэтому я научилась так быстро говорить», – улыбается Алла Искренок и ведёт нас в свой любимый зал – посвящённый этнографии и быту конца XIX – начала XX века.
Здесь больше всего экспонатов. Некоторые из них искала для музея и сама Алла Петровна, когда была ещё школьницей.Красненский районный краеведческий музей образовали в 2007 году на базе школьного музея села Готовьё.
У истоков его создания стояли два учителя истории. Николай Сергеевич Дешевых начал собирать предметы старины для организации музейного уголка в старом здании школы ещё в 60-х годах прошлого века. А после строительства нового здания открыл комнату боевой и трудовой славы. В 1986-м комната получила статус школьного краеведческого музея и размещалась уже в трёх залах. Заведующим стал педагог, краевед Николай Лесунов.
«Николай Стефанович – невероятный энтузиаст, вкладывающий всю душу в своё дело, – рассказывает Алла Петровна. – Вёл не только историю, обществознание, но и труды. Строгать, пилить, забивать гвозди – всё это я умею благодаря ему. Много времени и сил посвятил он сбору музейных экспонатов. Когда мы были в 6–7-м классах, привлекал к музейной работе и нас. Надо было парами пройти по селу, чтобы собрать экспонаты у бабушек. Я с подругой Светой заходила в дома, спрашивала, есть ли что‑то интересное. Таким образом у нас в зале этнографии много предметов, которые собрали и мы, и другие дети».