Медиаторы мирят семьи участников СВО
Медиация и медицина. Что общего? Как не доводить разногласия до открытого конфликта? Кто может помочь сгладить ситуацию? О службе медиации поговорим с педагогом, клиническим психологом, кандидатом психологических наук, тренером-медиатором Инной Дорошенко.
Что такое медиация и в каких сферах она наиболее востребована?
Медиация – это альтернативный способ урегулирования споров с помощью посредника- медиатора, как говорит нам Институт статистики Санкт-Петербурга. Востребована прежде всего, в здравоохранении, на втором месте по конфликтности идёт образование, а дальше все остальные сферы, где живут и работают люди, и поэтому мы работаем и в образовании, и в здравоохранении, и ещё во многих сферах. Работаем с судами.
Медиатор профессиональный – это человек, который специально обучен технике проведения переговоров, которыми является медиация для того, чтобы достичь сторонам взаимовыгодного решения, это самое главное преимущество медиации, потому что закон нам предписывает проводить медиацию по особенным принципам и правилам.
А главный принцип медиации – это добровольность участия, стороны не просто говорят, я согласен на проведение медиации, а подписывают документ, который называется медиативное соглашение о проведении процедуры медиации, где также прописаны принципы и правила.
Следующий принцип – это равноправие сторон. Стороны равны в своих принципах отстаивания своей позиции, в предложении того, как они хотят урегулировать свою сложившуюся ситуацию. Это очень большое преимущество перед судом, где стороны соперничают, а вот в медиации сотрудничают.
Если говорить о проекте, называется “Медиация медицина”. Он победил в грантовом конкурсе в 2023 году. Сейчас он продолжается, что из себя представляет этот проект, на что направлен, как работает?
Это очень интересный проект, потому что нам подсказала его жизнь. В 2022 году министр здравоохранения Российской Федерации на общем совещании подведения итогов сказал, что очень много спорных вопросов и жалоб в здравоохранении, потому что медицинские работники не обладают самой главной компетенцией – договариваться с пациентом. Они его просто лечат.
И у нас состоялся координационный совет по развитию медиации в Тульской области, на котором мы рассматривали именно вопрос применения медиации в здравоохранении. С предложением выступил на тот момент министр здравоохранения Марков Дмитрий Сергеевич и сказал, что надо научить, как правильно работать.
Мы сначала провели методический семинар, рассказали вообще, что такое медиация и почему в медицине это важно, а дальше мы разработали программу, подготовили и выиграли грант. В него входит 2 позиции: обучение медицинских работников и главных врачей медиативным технологиям и обеспечение всех медицинских учреждений наглядной информацией для пациентов и других медицинских работников, которые у нас не обучались, о том, что такое медиация, о её преимуществах. И самое главное, куда обратиться, где найти медиатора. Это реестр профессиональных медиаторов, который есть в Тульской области.
Мы провели обучение, и вот 40 учреждений принимали участие. 300 сотрудников медицинских учреждений обучены. И самым главным, ещё одним направлением было то, что мы обучали медицинские колледжи. Наш тульский, филиал новомосковский и в Узловой. И проект продолжается. Мы начинаем новый набор обучающихся. С 10 января стартует следующий этап. Мы ждём списков из учреждений, которые хотят продолжить с нами проект.
Вы проводите такую большую общественную работу и помогаете семьям участников специальной военной операции.
Да, это ещё одно направление моей работы. Я – волонтёр в комитете Семей воинов Отечества, потому что самая востребованная позиция – это медиация в семьях, потому что вопрос выплат – очень болезненный, когда погибает на СВО член семьи.
Очень много претендентов на выплаты в результате гибели. Мама категорически против, чтобы получала выплаты жена, она же его родила. Жена говорит о том, что все выплаты должны достаться детям, и она тоже права.
И я очень люблю такой тест. Я предлагаю всем нарисовать цифру 6, а потом перевернуть её на 180 градусов получится цифра 9. Вот так можно спорить бесконечно о том, какая это цифра, с одной стороны и с другой, но цифра же не изменится, и поэтому задача медиатора в этих сложных ситуациях дорисовать её до восьмёрки, до бесконечного понимания друг друга.
И объясняя мамам погибших, что внуки – это продолжение того ребёнка, который погиб.
И в медиации, они начинают слушать, слышать и восстанавливать свои отношения. Другой случай, когда возвращается в отпуск или совсем по окончании контракта, и теряются тёплые отношения, которые были до этого, куда они делись? Жена ждала того, кто ушёл, а он пришёл другим. Понять, принять и жить дальше тоже помогает медиация.
Если говорить, в общем, как найти компромисс для любого человека, если какой-то возник спор, что посоветуете?
Медиация – это не компромисс, это взаимовыгодное решение в результате. Очень много спорных ситуаций в образовании, 2 по рейтингу конфликтности – это образование. Любой родитель хочет, чтобы были счастливы дети, правильно? Любой педагог хочет, чтобы был умный ребёнок. Фактически все хотят одного и того же, поэтому нужно прислушаться друг к другу. Надо просто сесть и договориться, а если не помогает – пригласить медиатора.