Тульские дети могут ходить в школу юного археолога
Познакомиться с прошлым через артефакты, по крупицам восстанавливая события давних лет. В Туле продолжает свою работу школа юного археолога. Чему учат детей, как проводят раскопки- узнаем у нашего гостя. В студии тульских Вестей методист по музейно-образовательной деятельности Пространства “Археология” Государственного музея-заповедника “Куликово поле” Василиса Завалишина.
Расскажите, как проводятся занятия в Школе юного археолога?
На самом деле наши школы работают уже 2 год достаточно успешно. И последнее время, конечно, возник интерес к археологии. Ребята к нам ходят 2 раза в месяц, очень в удобное время по воскресеньям либо в 11 часов утра, либо в 14-00 часа дня. Также очень хороший график и для родителей достаточно удобный, потому что школа юного археолога совмещена со школьным циклом обычных общеобразовательных занятий.
На уроках школы ребята знакомятся действительно с прошлым. Достаточно интересно видят время. Если мы говорим об уроках истории, например, то время там видится в качестве прямой, где события исторические идут друг за другом. Археолог видит время по-другому. Это своеобразный слоёный пирог, который состоит, естественно, из культурных слоёв и тех вещей, предметов, артефактов, которые в нём находятся.
Также наши ребята получают настоящий дневник археолога, в которых собран не только у нас как теоретический материал, конечно же, но и собран материал. Практические там различные задания на всевозможные темы археологии.
Цикл занятий состоит из 18 штук. Сначала ребята знакомятся с теорией археологии. Достаточно такой серьёзный научный труд, и потом начинают уже знак знакомиться с практикой. А был ли, например, каменный век на территории Тульской области? Сами на выставке нашего музея познакомятся с подлинными артефактами, которые доказывают, что да, действительно был. У нас жили люди древние. Также наши дети попробуют себя в качестве первобытного человека, например, на занятии художник каменного века, когда они попробуют изобразить свой день в качестве петроглифов.
Все эти материалы, конечно же, были составлены большой командой. Наши научные сотрудники принимали там активное участие. Настоящие археологи, в том числе руководитель нашей тульской археологической экспедиции Евгений Васильевич Столяров. Также мы принимали даже участие в самых настоящих раскопках в школе юного археолога осенью.
Мы ходили в благовещенскую церковь, где проходили раскопки под руководством института археологии РАН.
В общем, раскопки они такие настоящие.
Да, с выходом, 10 шагов от нашего павильона. Причём у нас достаточно хорошее оснащение. Ребятам очень нравится именно практическая часть занятия, потому что они там выступают в роли специалистов. Не только археологов. У нас действительно есть импровизированный раскоп, где можно попробовать.
Какие предметы у них есть, чтобы использовать и почувствовать себя настоящим археологом?
Предметы подлинные, не музефицированы. Например, на прошлом занятии мы определяли датировку по монетам, причём монеты даже царских времён. Ребята очень заинтересовались. Им было, конечно, очень интересно. Интерес к этой теме у нас развивается.
Во время обучения используете артефакты, они это все смотрят, щупают, исследуют, какие артефакты представлены в вашем музее, чтобы как раз дети могли это увидеть своими глазами?
Конечно, в основном это массовая находка, которая даётся детям. Это керамика, это вещи железные, которые найдены нашими археологами, но в основном все, конечно, мы это смотрим на выставках. Это предметы старины, и детям их, конечно, дают в руки достаточно редко, но тем не менее материалов достаточно много.
Вы ещё сказали, что у детей усилилась тяга к археологии, поэтому они приходят в школу археолога, чтобы почувствовать себя археологом. Как вы считаете, что этому способствует?
Сейчас возрождается, конечно же, интерес к истории, интерес к региональной истории. Дети, причём возраст у нас это от 7 лет и старше, как говорится, в нашу школу могут прийти кто угодно. Любого возраста ребята, у нас были совсем взрослые, которым было по 15-16 лет. Для них занятия проводились чуть в более научном темпе, чем для ребят 7 лет.
Как дети реагируют, когда приходят, изучают?
Они ходят с удовольствием, потому что на практике попробовать себя в роли археолога – такой романтической достаточно профессии, потому что про археологов снято огромное количество фильмов, написано огромное количество книг. А здесь на практике познакомиться с этой наукой – это достаточно интересно, конечно, так же много у нас выставок достаточно проходит. Ребёнок погружается уже совсем в другую среду. Это не занятие в павильоне. Хотя павильон оборудован по последнему слову техники, у нас там даже, например, представлен ювелир, как специфический инструмент археолога. Они ходят на выставки.
На одном занятии ребята себя почувствовали как настоящие экспозиционеры. Они посмотрели, как представлены предметы на выставке. Интересно представить, чтобы экскурсия была не академическая, не скучная, а можно было поиграть, познакомиться с предметами поближе, потому что у нас на выставках, конечно, это не только фондовые предметы, но и, например, можно собрать на выставке 10 000 лет до тульского кремля настоящий каменный топор.
Если вкратце сказать ещё о том, какие занятия для юных туляков проводятся у вас в музее?
Это огромное количество мастер-классов. Естественно, это огромное количество экскурсий, как в игровой форме, так и в классической форме. Сейчас у нас открывается выставка “Лесная царица – сокровища первых веков”. Мы вас всех приглашаем на новую выставку. Ну и, конечно, детям будет больше всего интересно, это 10 000 лет до Тульского кремля, о которой я уже говорила. Там все сложные экспонаты представлены в доступной, очень игровой форме. Есть самые настоящие пещеры.