Заслуженный эколог России назвал крушение танкеров в Керченском проливе экологической катастрофой

Заслуженный эколог России назвал крушение танкеров в Керченском проливе экологической катастрофой

Катастрофа двух нефтеналивных танкеров, произошедшая в Керченском проливе в минувшее воскресенье, 15 декабря, может привести к экологической катастрофе и затронуть сразу два моря — Азовское и Черное — не считая самого пролива. При этом пока оценить ее масштабы невозможно — мешает шторм, который активно разносит нефтепродукты на огромные расстояния. Об этом в разговоре с «Парламентской газетой» сообщил кандидат биологических наук, заслуженный эколог России и эксперт ОНН Андрей Пешков.

«Поражена может оказаться вся экосистема»

- Андрей Сергеевич, если судить по опыту предыдущих аналогичных инцидентов, насколько серьезной можно назвать аварию в Керченском проливе?

- Случившееся можно охарактеризовать как экологическую катастрофу. Танкеры, насколько известно, перевозили мазут, а мазут — субстанция очень неприятная, потому что она содержит как легкие, так и тяжелые фракции. Легкие перемешиваются волнением моря в виде эмульсии и разносятся ветрами на огромные расстояния. Тяжелые — оседают на дно, и потом из-за течения происходит вторичное загрязнение. Сейчас невозможно даже предположить, куда пойдет нефтяное пятно, и насколько оно окажется обширным. Потому что в районе бедствия бушует шторм — уже почти сутки, и не собирается останавливаться. Но мы уже наблюдали нечто подобное в 2007 году (имеется в виду разлив мазута из танкера «Волгонефть-19», следовавшего из Азова в Керчь, прим.ред). Тогда в море попала примерно треть мазута от того количества, которое несли эти два танкера. И последствия оказались катастрофическими: погибли птицы, были уничтожены пляжи, практически вся экосистема оказалась в той или иной степени поражена.

- Можно ли по крайней мере примерно спрогнозировать, какой будет зона загрязнения?

- С учетом сильных ветров и волнения, я думаю, площадь окажется большой. Это точно вся акватория, прилегающая к Керченскому проливу, это перегруженные и утомленные воздействием человека экосистемы Азовского моря. Плюс, вероятно, будет затронуто Черное море — это зависит от того, насколько близко к устью Керченского пролива произошел инцидент. Ну и, конечно, сам пролив, который представляет собой достаточно мелкое и хрупкое образование, тоже пострадает.

«Последствия могут ощущаться многие годы»

- Насколько уязвимы для подобного рода загрязнений местные экосистемы?

- Все экосистемы уязвимы к массивному загрязнению тяжелыми нефтепродуктами. А в Азовском и Черном морях популяция рыб, например, и так уже страдает из-за промыслового вылова. Пострадают и птицы, которые гнездятся на побережье. Причем спасти их будет очень сложно: сейчас погодные условия в тех местах просто не позволят организовать и оперативно доставить сотни волонтеров, которые будут этих птиц отмывать и спасать. Донная растительность, конечно, тоже подвергнется ущербу — словом, все составляющие трофической цепочки в той или иной степени могут пострадать.

- Сколько может продлиться ликвидация последствий?

- Когда происходит массовый разлив нефтепродуктов, действовать нужно как при инсульте: решающее значение имеют буквально первые часы. Как только зафиксирована утечка, необходимо локализовать место разлива бонами, отобрать пробы поверхностного слоя с нефтяной пленкой и дальше уже использовать весь имеющий арсенал — химические средства, бактериальные препараты и так далее. Но сейчас, повторюсь, в месте инцидента бушует шторм, невозможно пока не то что локализовать зону разлива, а даже подобраться к танкерам. Поэтому ликвидация последствий может занять многие месяцы. Ну а чувствовать их влияние на местные экосистемы в той или иной степени мы будем еще на протяжении нескольких лет.

Контекст

Крушение танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» могла произойти из-за ошибки экипажа в сложных метеоусловиях, сообщает служба морского поиска и спасения. В качестве другой версии рассматривается избыточная штормовая нагрузка: оба судна проектировались как речные танкеры и могли заходить в прибрежные морские воды только в спокойную погоду. На борту танкеров находилось 27 человек. Они эвакуировались на спасательных плотах, один человек, по сообщению «Интерфакса», погиб. 

   

«Парламентская газета» «Парламентская газета»

13:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025