Кризис власти в Германии: кто придет вместо канцлера Шольца
На внеочередном заседании Бунденстага 16 декабря немецкие депутаты отказали в доверии правительству во главе с канцлером Олафом Шольцом — 394 парламентария проголосовали за роспуск парламента и проведение новых выборов (минимум для такого решения нужно было 367 голосов «за»). Такой шаг стал следствием конфликта, который возник между входящими в правящую коалицию партиями при обсуждении бюджета на 2025 год — в итоге 7 ноября глава правительства уволил главу минфина Кристиана Линднера, представителя свободных демократов (СвДП). Насколько это решение Бундестага было неожиданным и как оно повлияет на ситуацию внутри ЕС, «Парламентской газете» рассказал первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
- Владимир Михайлович, насколько неожиданным было решение о вотуме недоверии правительству Шольца?
- Оно скорее было ожидаемым. Можно сказать, что Шольц долго шел к этому. А сейчас, такое впечатление, испугался последствий своего правления. Шольц всегда был очень осторожным политиком, иногда даже слишком осторожным. И сейчас, наблюдая, что ситуация на Украине идет к развязке, он понял, что может вляпаться в неприятную историю — прежде всего, из-за того, что придется нести ответственность за принятые ранее решения.
А после вотума недоверия он уйдет на вторые роли — даже если его партия опять войдет в правящую коалицию, канцлером Шольц уже не будет. Возможно, станет, как раньше, министром финансов.
- Сейчас уже наблюдатели прикидывают, что в результате парламентских выборов в Германии 2025 году может стать новым канцлером. Чаще других называют фамилию Фридриха Мерца, кандидата от оппозиционного блока «Христианско-демократического союза» и «Христианско-социального союза» (ХДС/ХСС). Что можете сказать о нем?
- Это фигура для нас сложная — Мерц не скрывает своего негативного отношения к России. И в отличие от бывших канцлеров Меркель или Коля, он не стесняется бряцать оружием против нашей страны. Но не удивлюсь, если это всего лишь его предвыборная риторика.
Во многом позиция Германии, которая сегодня является очень зависимой от внешних факторов страной, будет зависеть от позиции президента США Трампа — скажет он, что нежелательно использовать немецкие дальнобойные ракеты Taurus зоне СВО, так и будет, скажет использовать, Берлин будет их поставлять.
Сенатор Косачев: Виновные в гибели главы войск РХБЗ Кириллова будут наказаны
- Как считаете, политический кризис в Германии, а прежде — такой же кризис во Франции, может запустить процесс распада Евросоюза?
- Скажу так, что такой сценарий имеет под собой основания. Наш Президент сказал в свое время, что чем больше стран Европы войдут в НАТО и ЕС, тем больше шансов, что Евросоюз будет деградировать вплоть до распада. И мы видим тенденции к этому. Знаете, еще несколько лет назад, конечно, сложно было предположить, что по ЕС пойдут такие фундаментальные трещины. Сегодня это уж никого не удивляет — недальновидная политика европейских стан, которые, следуя в фарватере указаний из Вашингтона, пошли на разрыв с Россией, дает свои плоды. Есть проблемы в экономике, социальная напряженность растет. Думаю это только начало.
- Могут ли случиться такие же, как в Германии и Франции, кризисы власти в других европейских странах?
- Полагаю, этого нельзя исключать в отношении всех крупных государствах ЕС — Италия, Испания, например. Также это может коснуться и вышедшей из Евросоюза Великобритании, где уже люди недовольны новым премьером Киром Стармером.