Системные нарушения при строительстве ФОК выявила КСП Иркутской области
Результаты аудита использования бюджетных средств на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях Иркутской области, завершение которых планировалось в 2023 году, представила аудитор Контрольно-счетной палаты региона Ольга Ризман на заседании комиссии по контрольной деятельности областного Законодательного Собрания.
Общий объем средств, проверенных КСП области, составил 584,5 млн руб. Из них 104,3 млн руб. были использованы на строительство ФОК в деревне Карлук (63,9 млн руб. из федерального бюджета, 39,2 млн руб. - из областного, 1,2 млн руб. - из муниципального), на строительство ФОК в Усолье-Сибирском - 233,9 млн руб. (208,4 млн руб. из областного бюджета и 25,5 млн руб. - из муниципального), и 169,5 млн руб. на строительство ФОК в Жигалово (62,8 млн руб. из федерального бюджета, 56,6 млн руб. - из областного, 50,1 млн руб. - из муниципального).
Объем выявленных нарушений составил 301 млн руб. (51%), сообщила контрольно-счетная палата.
КСП области выявила системные нарушения, которые допускаются муниципальными заказчиками при заключении и исполнении контрактов на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. В частности, выявлено нецелевое использование средств на оплату фактически невыполненных работ в объеме более 5 млн руб. по трем проверенным объектам. Кроме того, КСП области отмечает неэффективное использование средств в сумме 33 млн руб., в том числе на оборудование, которое длительное время не используется.
Проверка выявила некачественно выполненные работы, ухудшающие эксплуатационные характеристики ФОК на сумму 26 млн руб. Устранение дефектов и недостатков требуется провести либо в рамках гарантийных обязательств, либо за счет средств местного бюджета.
Еще одно системное нарушение - приемка и оплата работ, не соответствующих условиям контрактов, замена материалов, работ и оборудования, в том числе с ухудшенными характеристиками без пересчета их стоимости и без внесения изменений в проектную документацию, общей стоимостью 69,5 млн руб. При этом в актах приемки указывались недостоверные данные без учета произведенной замены. Оплата проводилась при отсутствии актов освидетельствования скрытых работ, актов сдачи-приемки пусконаладочных работ и др. Муниципалитетами допускалось включение в контракт на строительство ФОК оборудования, которое технологически и функционально не связано с работами по строительству, что ведет к неоправданному повышению бюджетных расходов.
КСП области также выявлено несоблюдение условий соглашений о предоставлении субсидии МО по комиссионной приемке ФОК с участием представителей минстроя и минспорта области. В 2023 году комиссионная приемка не проводилась ни по одному из проверенных объектов.
В числе системных ошибок отмечается некачественная разработка проектной документации, что требует в дальнейшем ее корректировку и продления сроков строительства, а в ряде случае влечет выполнение работ по строительству объекта с нарушением установленных норм.
Также высказано замечание КСП в адрес регионального министерства строительства. Проверкой выявлен недостаточный контроль со стороны минстроя за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий. Проведение такого контроля прописано в соглашениях с муниципальными образованиями о предоставлении им субсидии на строительство ФОК.
«Необходимо повысить роль Минстроя в части реализации контрольных функций главного распорядителя бюджетных средств по эффективному расходованию средств областного бюджета на эти цели», - отметила позицию КСП области Ольга Ризман.