Дмитрий Чернышенко: В разработку Стратегии развития образования включились представители всех 89 субъектов Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко провёл совещание, посвящённое разработке Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.
В нём также приняли участие Министр просвещения Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель Росмолодёжи Григорий Гуров.
Вице-премьер напомнил, что Президент Владимир Путин поручил Правительству совместно с Администрацией Президента и Российской академией наук представить проект Стратегии развития образования до 1 марта 2025 года. Сейчас идёт активная подготовка этого основополагающего документа.
«На данный момент в разработке стратегии участвуют представители всех 89 субъектов Российской Федерации. Всего более 650 экспертов – представители сферы образования, бизнес-сообщества, институтов развития и органов власти, а также учёные, общественные деятели и родители. Это беспрецедентная по масштабу работа в новейшей истории России. Образование является основой для сплочения российского общества. Наша цель – создать современную и гибкую образовательную систему, которая будет соответствовать потребностям страны для достижения суверенитета и лидерства. Особое внимание при разработке уделяется обратной связи от граждан», – сообщил Дмитрий Чернышенко.
Также Заместитель Председателя Правительства подчеркнул важность совместной работы и тесного взаимодействия всех участников в рамках работы над стратегией: Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Росмолодёжи.
Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что первичный текст Стратегии развития образования планируется представить в начале января.
«В рамках работы над стратегией начинаем формулировать образ будущей системы образования к 2040 году. Этот процесс включает определение долгосрочных целей и ключевых ориентиров развития, которые позволят системе образования эффективно отвечать на вызовы времени и запросы общества. В результате обсуждений уже были сделаны выводы о необходимости усиления междисциплинарного подхода, развития кадрового потенциала системы и создания условий для формирования у обучающихся компетенций, необходимых в будущем, затронуты вопросы бесшовности образования и воспитательной работы, снижения бюрократической отчётности учителей, совершенствования программ и учебников, повышения мотивации учеников и учителей», – сказал Сергей Кравцов.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что вопросы подготовки Стратегии развития образования будут широко обсуждаться на заседании Российского союза ректоров 24–25 января 2025 года.
Минобрнауки созданы рабочие группы, куда вошли представители высшей школы, научного сообщества, ведущих российских компаний и общественных организаций. Несмотря на определённую профильность каждой из групп, работа между ними строится в активном взаимодействии, подчеркнул Валерий Фальков.
«Один из ключевых вызовов для всей системы образования связан с качеством и объёмом подготовки соответствующих квалифицированных кадров. Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы зазор между системой высшего образования и рынком труда был минимальным. Это предполагает достаточно серьёзные корректировки по портфелю образовательных программ вузов, по работе всей инфраструктуры, связанной с государственными образовательными стандартами, и необходимость внесения оперативных изменений. Все эти вопросы мы планируем должным образом учесть в стратегии», – сказал он.
Министр добавил, что стратегия будет учитывать наработки пилотного проекта по обновлению системы высшего образования.
Руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Григорий Гуров выделил задачу объединить усилия всех ведомств, собрать вместе все меры поддержки и возможности для самореализации и воспитания молодого поколения.
«По поручению Президента России Владимира Путина мы проводим масштабную работу по разработке Стратегии развития образования до 2040 года. Совместно с Минобрнауки и Минпросвещения России готовимся к запуску нацпроекта “Молодёжь и дети„. Кроме того, в федеральный закон о молодёжной политике внесены поправки, которые закрепляют определения патриотического воспитания молодёжи и духовно-нравственного воспитания молодёжи. Эти изменения, безусловно, усилят всю сферу патриотического воспитания и обеспечат его реализацию по единым стандартам во всех регионах страны», – отметил он.
В будущем в ходе проведения семинара-совещания в вопросы разработки стратегии также будут погружены руководители региональных органов исполнительной власти, курирующие вопросы молодёжной политики.
Лидеры рабочих групп доложили о первых итогах работы и обозначили темы для дальнейшего обсуждения.
Руководитель рабочей группы «Мнение будущего», студент РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, председатель совета по поддержке молодёжных инициатив при Росдетцентре Никанор Толстых рассказал, что группа выстраивает взаимодействие с активными школьниками, а также вовлекает в свою деятельность всех детей, вне зависимости от их участия в проектах молодёжной политики. Он представил систему вызовов, стоящих перед группой, в том числе касающихся цифрового образования, учебной инфраструктуры, воспитательной работы и ученического самоуправления.
Руководитель рабочей группы «Высшее образование», ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский отметил, что члены группы изучили наиболее востребованные студентами направления подготовки в вузах, уделили внимание научному компоненту в системе высшего образования, а также определили роль университета в обеспечении технологического суверенитета и реализации воспитательной работы.
Руководитель рабочей группы «Дополнительное профессиональное образование», ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ленар Сафин подчеркнул, что эксперты проанализировали сильные и слабые стороны системы дополнительного образования по результатам опросов населения. Он отметил, что группа выявила риски и вызовы, среди которых – запрос населения на подготовку по цифровым компетенциям, а также на освоение междисциплинарных программ.
Татьяна Васильева, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и Александр Молотков, и. о. директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования, доложили о работе группы, задача которой – подготовка текста стратегии. Они представили план разделов документа. В их число вошли анализ состояния и тенденций отрасли образования, цели и направления отрасли, выбор путей и методов достижения целей и система мониторинга.
Эксперты и представители образовательного сообщества собрали данные оценки качества и состояния системы российского образования и приступили к обсуждению образа будущего: какими в 2040 году должны быть школы, вузы, система дошкольного образования и какие изменения требуются, чтобы прийти к этому результату.
Стратегия разрабатывается в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина и обеспечивает всестороннюю подготовку молодых поколений к вызовам будущего. Над стратегией работают 14 рабочих групп – более 500 экспертов в области образования, руководителей и профессоров учебных заведений, представителей академического сообщества (учителей, учёных), профильных некоммерческих организаций, бизнеса и госкорпораций.
Налажена обратная связь с обществом через регулярные исследования ВЦИОМа и опросы на портале госуслуг.