Собянин: В 2025 году будет запущен еще один речной маршрут

Собянин: В 2025 году будет запущен еще один речной маршрут

Возрождение регулярных пассажирских перевозок по Москве-реке — проект, уникальный не только для России, но и в мировой практике, сообщил Сергей Собянин. Речные суда — это первый круглогодичный современный водный транспорт полностью на электрическом ходу. Сегодня на Москве-реке действует два регулярных маршрута — это Киевский — Парк «Фили» и ЗИЛ — Печатники. Их общая протяженность составляет свыше 20 километров.

Первый регулярный маршрут, открытый Владимиром Путиным в июне 2023 года, связал Киевский вокзал с причалом Сердце Столицы в районе одноименного жилого комплекса на Шелепихинской набережной. В июне 2024-го по решению Сергея Собянина маршрут был увеличен практически в два раза, до 12 километров. На нем появилось два дополнительных причала — Береговой (на правом берегу Москвы-реки, практически напротив причала Сердце Столицы) и Парк «Фили» (новая конечная станция маршрута). Одновременно интервал движения судов сократился с 20 до 10 минут. В сентябре этого года на первом маршруте заработал еще один причал — Краснопресненский Парк (вблизи одноименного парка и Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр»).

Второй регулярный маршрут электросудов ЗИЛ — Печатники протяженностью девять километров открыли в сентябре 2023-го. Спустя год на этом маршруте ввели в эксплуатацию три причала: Нагатинский, Затон Новинки и Коломенская Набережная.

Для работы на двух маршрутах закуплено 21 судно, все они получили названия по именам малых рек Москвы.

С запуском речного электротранспорта альтернативные варианты поездок получили около 1,5 миллиона человек, проживающих в 18 районах Москвы. За время работы регулярных маршрутов ими воспользовались свыше 1,5 миллиона пассажиров. Летом на электросудах совершалось около пяти тысяч поездок в день.

Более миллиона поездок совершили пассажиры на электросудах с начала года

Наиболее популярной точкой отправления стал причал Киевский — там начинается свыше 20 процентов всех поездок. Всего в эксплуатации находится 18 причалов: девять — на первом и столько же — на втором маршруте.

Запуск третьего регулярного речного маршрута запланирован на 2025 год, сообщил Сергей Собянин.

«В планах на 2025-й — запуск еще одного маршрута, который свяжет четыре района: Даниловский, Таганский, Южнопортовый и Замоскворечье», — сообщил Мэр Москвы.

Парк речного транспорта пополнится 10 электросудами. Помимо этого, откроют пять новых причалов.

Ожидается, что к 2030 году на Москве-реке будет работать семь маршрутов регулярного речного электротранспорта. Таким образом, практически вся ее акватория окажется охвачена пассажирским движением и станет полноценной транспортной артерией.

Современные причалы и электросуда

Оператором речного транспорта на Москве-реке является, с которым в 2021 году Правительство Москвы на конкурсной основе заключило контракт полного жизненного цикла. Подрядчик отвечает за поставку, ремонт и техобслуживание электросудов и плавучих причалов в течение 15 лет.

Для обслуживания пассажиров на Москве-реке размещают плавучие причалы диаметром 10 и 16 метров и вместимостью до 40 и 80 человек соответственно. Кроме того, будут созданы два пункта технического обслуживания флота.

Современные причалы позволяют принимать до двух судов одновременно. При их разработке применили уникальное решение, обеспечивающее зарядку транспорта прямо в процессе посадки и высадки пассажиров.

На причалах установлены табло с онлайн-расписанием, обустроены зоны ожидания, в которых можно посидеть на диванах и выпить кофе, а также оборудованы санузлы. Проход на посадку осуществляется через турникеты, адаптированные для слабовидящих и маломобильных пассажиров (с яркой цветовой подложкой и большим шрифтом на экранах). Специалист в павильоне ответит на вопросы и поможет, если возникнут трудности.

Регулярные речные маршруты полностью интегрированы в транспортную систему Москвы. Оплатить проезд можно привычными способами: билетом «Кошелек» карты «Тройка», абонементом «Единый» на 30, 90 и 365 дней без дополнительной платы, банковской картой, по биометрии или через систему быстрых платежей.

Внедрение отечественного электрического транспорта для пассажирских перевозок по Москве-реке — один из самых инновационных транспортных проектов Правительства Москвы. Основные элементы судов, такие как корпус, тяговый электродвигатель, климатическая установка, остекление, панели обшивки, автоматизированная аппарель, система управления освещением, бортовые двери и все программное обеспечение управления, производят в России.

Электросудно длиной около 22 метров вмещает до 50 человек. В салоне есть кресла и столики, оборудованы специальные места для маломобильных пассажиров, установлены информационные экраны и зарядки для мобильных устройств, предусмотрены площадки для перевозки самокатов и велосипедов. Большие панорамные окна и остекленная крыша позволяют любоваться видами на Москву.

Перед выходом на регулярный маршрут на всех электросудах проводят необходимые испытания, в том числе в зимний период. Проверяют и работоспособность инфраструктуры: причалов, турникетов и билетной системы.

Использование электрических судов помогает улучшать экологическую ситуацию в городе, а также подает пример для частных судоходных компаний.

Новая верфь в Нагатинском Затоне «В следующем году планируем начать производство экологичных судов. Сейчас на месте бывшей промзоны в Нагатинском затоне строится судостроительный кластер. Такие объекты в России не возводились многие годы. На верфи станут выпускать больше 50 электросудов в год. В поставке комплектующих для их производства задействованы десятки тысяч человек по всей стране. Мы будем закупать суда для регулярных речных перевозок. Постепенно обновим флот прогулочных и круизных судов. Таким образом улучшим экологическое состояние Москвы-реки и качество обслуживания пассажиров», — отметил Сергей Собянин.

Строительство верфи для производства современных электросудов началось в октябре 2023 года. Предприятие расположится на месте бывшей промзоны на Меловом мысе. Общая площадь кластера превысит 23 тысячи квадратных метров. Там организуют производство полного цикла, включая раскрой металла (до 40 тонн в расчете на одно судно), сварку секций (до пяти километров сварных швов), окраску корпуса (до 500 квадратных метров поверхностей), монтаж оборудования и достройку (более восьми тысяч комплектующих), испытания и сдачу судна со спуском на воду. Здесь же будет работать конструкторское бюро.

Производственная мощность верфи составит более 50 судов в год. Постройка одного будет занимать около 270 дней. На верфи будут использовать самые передовые технологии, в том числе сквозные технологические процессы, автоматизированные обрабатывающие комплексы, 3D-печать, цифровые двойники, сквозной контроль качества и другие разработки. Более 70 процентов оборудования — отечественного производства.

В состав кластера войдет площадка для обслуживания флота и пункты отстоя с необходимой зарядной инфраструктурой. Ежегодно здесь будут проводить ремонт свыше 100 судов. Сегодня из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры судовладельцы могут терять до двух недель в сезон на обслуживание судна с подъемом.

Непосредственно на самой верфи создадут свыше 500 рабочих мест, а во всей производственной цепочке будут задействованы почти 50 тысяч сотрудников предприятий в разных городах России. Например, сварочное оборудование могут поставлять из Калининграда, гидравлические прессы — из Кирова, стапельное оборудование — из Нижнего Новгорода, а зарядное оборудование, системы управления, связи и навигации, программное обеспечение и пульты управления — из Санкт-Петербурга.

Новая судоверфь станет образцом экологичного производства, удачно встроенного в городскую среду. Предприятие украсят креативные фасады, а территорию и набережную со стороны жилого района благоустроят. Для обеспечения кластера электроэнергией будут активно использовать солнечные батареи.

Запуск производства на верфи в Нагатинском Затоне намечен на 2025 год.

В ближайшие несколько лет Правительство Москвы планирует закупить около 40 современных электросудов для регулярных речных перевозок внутри столицы.

Сейчас по Москве-реке курсирует более 130 прогулочных судов, средний возраст которых составляет около 40 лет. Открытие новой верфи позволит значительно ускорить их обновление. Потенциал спроса на современные суда оценивается как высокий.

Помимо этого, будет организовано производство круизных судов длиной до 90 метров. На данный момент средний возраст действующих сооружений такого типа составляет около 60 лет. Обновление круизного флота даст новый импульс развитию внутреннего туризма, включая повышение популярности водных туристических маршрутов «Московское золотое кольцо». Ожидается, что их пассажиропоток к 2035 году вырастет в два-три раза.

Создание судостроительного кластера имеет стратегическое значение для столицы и всей страны. В последние годы таких объектов в России не создавали.

Экологическая реабилитация акватории Москвы-реки

С 2011 года Правительство Москвы реализовало ряд крупных проектов по благоустройству набережных и экологической реабилитации акватории Москвы-реки.

Акваторию очистили от незаконных плавучих объектов, не зарегистрированных в качестве судов, и убрали 50 неправомерно установленных дебаркадеров. Они загромождали речное русло и представляли опасность для судоходства и экологии. В 2023 году убрали еще 20 судов и 10 плавучих объектов. Кроме того, подняли два затонувших судна. Полностью очистили Кожуховский и Нагатинский затоны. В 2024 году убрали оставшиеся пять затонувших судов и более 10 судов за незаконную стоянку.

Благодаря модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода, городских и локальных очистных сооружений, а также значительному уменьшению выбросов автотранспорта — основного источника загрязнения — удалось существенно улучшить качество воды в Москве-реке. Так, за последние годы содержание аммонийного азота в нижнем течении сократилось на 70 процентов, а в центральной части города в два раза снизилось количество нефтепродуктов и металлов.

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

19:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024