Потери населения от действий мошенников сравнили с военным ущербом
Президент РФ Владимир Путин сравнил деятельность украинских телефонных мошенников с военными действиями. У телефонного мошенничества четыре фактора, обеспечивающих успех и грандиозные масштабы обмана. Три из них государство может легко устранить, не затратив никаких усилий и денег: это запрет спама и еще большее ужесточение ответственности операторов за спам-звонки, наказание за утечку личных данных, а также запрет на дистанционное оформление кредитов.
Многие озадачены тем, как бы их дети и родители не спустили свои накопления, не набрали кредитов, не отдали квартиру мошенникам. Люди вынуждены следить за новостями IT, чтобы знать, какие новые уловки придумывают преступники, потом изобретать способы защиты от них, объяснять правила безопасности своим престарелым родственникам. Люди, у которых в семье старики или подростки, живут в постоянной тревоге, пишет портал «360.ru».
По мнению издания, у телефонного мошенничества четыре фактора успеха. Один из них - утечка личных и банковских данных.
Основной путь, по которому мошенники получают информацию, - разнообразные частные сервисы, где россияне регистрируются по номеру телефона, указывают свои ФИО, дату рождения. Здесь может быть что угодно — от подписки на онлайн-кинотеатр до бонусной карты супермаркета.
Сегодня, чтобы мошенник смог опустошить кошельки, ему достаточно получить номер телефона и имя. Соответствующая информация в избытке продается не только секретными базами, но и в Telegram. Мошенникам остается выманить у человека код от «Госуслуг», а то и от банковского приложения.
Второй фактор мошенничества — привязка к номеру телефона сервисов и аккаунт «Госуслуг». Тот, кто завладеет даже не нашим телефоном, а пришедшим на него кодом, получает контроль над нашей жизнью.
Отдельная проблема — «Госуслуги». Сам по себе сервис очень удобный и действительно вряд ли имеет столь же функциональные аналоги в мире. Но на него так много всего завязано. А безопасность аккаунта на «Госуслугах» вряд ли растет с ростом сторонних сервисов, где можно идентифицироваться через ЕСИА.
Авторы портала считают, что необходимо диверсифицировать каналы связи с нами и создавать гарантированно безопасные способы идентификации в банковских приложениях и на «Госуслугах». Регистрация по номеру телефона слишком уязвима.
И нулевая точка для разговора о телефонном мошенничестве — вопрос о том, почему нам вообще позволяют звонить. Мы — страна телефонного спама. В защите от спама далеко отстаем от Европы или Америки. Там человеку давно запрещено звонить. Россияне — люди, которые замучены звонками. И мошенники стоят тут на последнем месте, пишет портал «360.ru».
Россиянам звонят с опросами, с рекламой, приглашают на процедуры. Сегодня множество сервисов, приложений сливают номера маркетологам. Государство должно вслух продекларировать безусловное право человека на защиту от нежелательных звонков и потребовать от операторов незамедлительно его обеспечить. Самому государству это не будет стоить ничего, если оно продумает настоящие большие штрафы для операторов.
Закрывая глаза на проблему спама, государство позволяло делать из граждан добычу. Мы все буквально до последних месяцев, пока не началась серьезная борьба со спамом и мошенническими звонками, были добычей для маркетологов, аферистов, риелторов, продавцов медуслуг и косметических наборов. И добычей мошенников нас тоже позволяли делать, потому что ни операторы, ни банки не несли фактически наказания за звонки и кражу денег.
Четвертый фактор, обеспечивающий успех мошенникам — это позволение на удаленные займы и операции с недвижимостью. Даже если у человека имеются доказательства, что в момент оформления на него займа он при этом не присутствовал, можно потерять все, пока дойдет до победы в суде. Так что или ему придется выплачивать займ с высокими процентами, или его счета заблокируют и до решения суда будут снимать деньги. А суд, обжалование, апелляции могут идти в России по два-три года. Поэтому, как считают авторы портала, необходимо запретить оформлять без личного присутствия займы свыше 50 тысяч рублей. А для жителей районов стоит сумму уменьшить до 30 тысяч — это большие для провинции деньги, отдать которые тяжело.
Вывод, который делают журналисты - продумывание новой, более надежной, чем по номеру телефона, системы идентификации будет стоить государству сил и денег. Остальное затрат не требует. Чтобы оградить россиян от злоумышленников, нужна лишь воля государства.