В Воронежском государственном институте искусств прошла научная конференция «Шнитке посвящается»
Главной задачей научной конференции «Альфреду Шнитке посвящается: к 90-летию со дня рождения композитора», которая прошла в Воронежском государственном институте искусств, было объединение в одном научном собрании представителей разных поколений.
Участники рассмотрели вопросы музыкальной драматургии в кинематографических и анимационных работах композитора на примере таких тем, как: особенности претворения поэзии Пушкина в мультипликации и литературных образах Гоголя в драматическом театре; музыка Альфреда Шнитке к анимационному фильму «Стеклянная гармоника» и в художественном пространстве анимационной пушкинианы Хржановского», «Гоголь-сюита» в контексте фаустовской темы творчества Шнитке; мир кино в творческой вселенной Шнитке»; тембральное преобразование тем в соответствии с сюжетной линией повествования на примере музыкальной партитуры к фильму А. Митты «Сказка странствий»; реализация скрытой сюжетной программы в деталях изложения и развитии музыкального произведения на примере Второй концерт для скрипки с оркестром, в котором отражена тема земного пути Иисуса Христа.
Деятельность Шнитке в качестве музыковеда-исследователя была рассмотрена на примере эссе «Слово о Прокофьеве», в котором автор исследует как факты, так и процесс развития музыкальной культуры ХХ века, а также вписывает фигуру композитора Прокофьева в контекст его эпохи. Также прозвучали доклады, посвященные Первой симфонии Шнитке, Кончерто гроссо №1, балету Джона Ноймайера и Альфреда Шнитке «Пер Гюнт».
В завершение конференции участники отметили, что в своем творчестве композитор обращается к самым разным сюжетам (Томас Манн, Ибсен, Гоголь, Пушкин или др.), выступающим в качестве литературной программы, текста либретто или скрытой фабулы-идеи сочинения – при этом неким смысловым «ключом» к постижению музыкального мира Альфреда Шнитке является «фаустовская» тема, сближающая сочинения разных лет, жанров и этапов его творчества.