Встреча с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским
Президент встретился с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
Ранее в этот день Владимир Путин осмотрел залы античного искусства Эрмитажа и вручил Михаилу Пиотровскому орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.
* * *
М.Пиотровский: Владимир Владимирович, позвольте ещё раз поблагодарить Вас за высокую честь, за награду, за поздравления, за Ваше внимание к Эрмитажу и, вообще, за Ваше внимание к культуре, к мировым событиям.
Я хотел бы Вам немножко доложить о том, что сделано, во что превратился Эрмитаж в последнее время, если не возражаете.
В.Путин: Давно уже здесь не был. Но всегда с удовольствием.
М.Пиотровский: Сегодня мы прошли по античным залам, в которых Вы точно давно не были. В других Вы были относительно недавно.
Что мы за последнее десятилетие сделали? Мы осуществили план Большого Эрмитажа – так называется: Большой Эрмитаж.
Во-первых, два Эрмитажа в Петербурге. Это Дворцовая площадь, лестница. Здесь некоторые цифры нашего бюджета, который составляет пять миллиардов, из которых 39 процентов мы генерируем сами. Это главный зал Леонардо да Винчи: очень перестроили, мы все время меняем здесь стройки.
Мы открыли галерею Петра Великого: буквально на днях очередные залы, посвящённые памяти Петра Великого. Пётр – это тот образец, по которому можно делать и вещи, связанные с Александром Невским, потому что это галерея Петра Великого и вся история создания образа Петра Великого. На неё можно ориентироваться – только очень осторожно.
Это постоянная экспозиция Китая. Мы ещё несколько залов открываем завтра. Это наше ноухау – это зал Древнего Урарту. А это кусочек музея – «Эребуни» из Еревана, вещи, привезённые сюда. Мы сейчас такие же вещи делаем с Оманом: зал Эрмитажа – там, их зал – у нас. Это интересно, хорошо и, так сказать, есть гарантии у всех.
Это наша грандиозная выставка «Каспар Давид Фридрих». Это наш ответ – ответ всем, это грандиозное европейское, мировое событие. Фридрих великий германский художник, они его ценят на уровне с Дюрером. Романтик, 19 век. Лучшая коллекция Фридриха за пределами Германии – в России. Когда он был знаменит в Германии, а в других странах – нет, его покупали русские. Какие русские? Николай I, Александра Фёдоровна и Жуковский. Поэтому собралась грандиозная коллекция. Плюс, когда ему было тяжело, Николай помогал ему. И, в общем, их истории без России вообще не существует и не было бы этого великого художника. Это наша роль в развитии европейской культуры.Так что Фридрих – это наша важнейшая вещь.
Это наш Манеж, и здесь выставка, посвящённая Монетному двору, и здесь в какой-то мере наша выставка к 80-летию Победы,потому что здесь есть прекрасные витрины, рассказывающие о том, как создавались новые награды во время эвакуации. Когда появились орден Суворова, Нахимова, когда хотели сделать орден Сталина, но решили не делать. Это замечательная история того, что происходило, того идеологического перевооружения, которое происходило во время войны.
А это наш кусочек Военной галереи, Фельдмаршальский зал. Это Витгенштейн – фельдмаршал, который спас Петербург в 1812 году. Здесь мы проводим регулярные церемонии – военные, и мы несколько церемоний, как Вы знаете, возродили, они стали общероссийскими. Завтра, 25 декабря – День изгнания неприятеля из пределов Отечества, был объявлен манифестом Александра I. Вышли на границу России – объявили. И это был и государственный праздник, и церковный. Церковный остался, а государственный пока только мы каждый год в Эрмитаже делаем. У нас будет молебен и небольшой парад.
На Дворцовой площади – наше новое здание. Главный штаб, громадная лестница, главный зал здесь – зал Матисса. Дальше у нас зал Фаберже. Здесь, справа яйцо Ротшильда, которое Вы нам подарили.
Здесь же грандиозная выставка, посвящённая Рериху – в больших, очень высоких залах. Эффектная выставка, посвящённая Рериху, образу России у Рериха, Гималаи у Рериха, связи с Индией и Пакт Рериха, который потом перерос в Декларацию прав культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Всё очень эффектное, красивое. Это, значит, один Эрмитаж.
А дальше – второй Эрмитаж, Эрмитаж «Старая деревня». Там стоят здания –открытые хранилища и реставрационные мастерские, которые можно посещать. Тут у нас лектории. Это часть Нового Петербурга. Здесь у нас стоит маленькая колонна – менгир. Она смотрит, – если с этой стороны смотреть, – прямо на башню «Газпрома». Получается, на самом деле, это тот новый Петербург, который должен спасти старый Петербург, чтобы в нём ничего не строили.
У нас уже построена библиотека, мы возвели 13 этажей, сейчас будем её насыщать, решать, как с ней быть. Это внутри – солнечные батареи. Всё новейшее, ни у кого такого в мире нету. И плюс мы решили вопрос – разговор о запасниках: вот эти запасники здесь представлены, они открыты. Это каретный сарай, это подарок эмира Бухарского императору Александру, палатка кареты Екатерины.
Наше замечательное ноухау Старой Деревни – выставка костюмов. Тут сделано такое хранилище: свет зажигается, только когда вы входите. Поэтому здесь долго их можно выставлять – обычно костюмные ткани выставлять нельзя: они погибают от солнца. А здесь, получается, можно. Ещё хранилище – открытое хранилище Босфора, открытое архитектурное хранилище. Скульптуры с фасада Нового Эрмитажа мы спасли от разрушения, убрали, поставили копии. Они стоят здесь, их всех можно видеть.
Это Биржа, о которой мы с Вами говорили. Вот, кстати, пример, как могут проходить церемонии. Мы уже тут проводили некоторые церемонии. По-моему, День гвардии мы проводим.
У нас два Эрмитажа в Петербурге, и у нас пять Эрмитажей в России. В этом году мы открыли Оренбург. Плюс мы проводим Дни Эрмитажа. Здесь у нас Выборг, а это – Дни Эрмитажа в Сербии. Мы пятнадцать Дней Эрмитажа проводим каждый год. Всегда бывают и выставки, и лекции, доклады. Это – в Калининграде, это – в Екатеринбурге, в том место, где наши коллекции были во время войны, выставка восточного оружия. Следующая у нас – Казань, где выставка французского искусства, видите, тут на просвете картина Матисса.
Мы в этом году сделали 65 выставок – это слишком много, я бы сказал, что надо меньше. Из них 20 – за пределами Эрмитажа. Две выставки в каждом [региональном] центре, плюс Новосибирск, Омск. Вы открывали Эрмитаж в Омске вместе с Президентом Казахстана [Касым-Жомартом Токаевым]. Это только что открывшийся Эрмитаж в Оренбурге. Они там сделали яшмовую комнату – очень красиво, здорово.
Выставки новых поступлений. Видите, в библиотеке Николая II, Вам хорошо известной, стоит мебель, которую нам подарил недавно подарил меценат. Мебель с императорской яхты «Полярная звезда» – шедевр искусства модерна. И это замечательная память о том, что эта яхта, «Полярная звезда», потом была плавбазой Балтийского флота: во время блокады она стояла здесь и давала электричество в Эрмитаж. Вот так круги замыкаются.
<…>