Хватит ли Китая еще на газопроводы из России: у «Силы Сибири-2» появился конкурент
Вице-премьер Александр Новак заявил, что запущен процесс работы над проектом газопровода в Китай через Казахстан. Эксперты полагают, что маршрут может стать альтернативой проекту «Сила Сибири — 2», по которому переговоры до сих пор не принесли какого-либо результата.
«Газпром» изучает возможность газификации северо-востока Казахстана с одновременным строительством газопровода в Китай.
«Этот процесс, скажем так, запущен. Сейчас проводятся расчеты, технико-экономическое обоснование, идут переговоры», — сказал вчера Александр Новак. Телеканал «Россия 24» привел данные о том, что мощность газопровода составит 45 млрд кубометров в год, из которых 10 млрд кубометров будут направлять на газоснабжение Казахстана.Такой проект газификации соседей в самом Казахстане обсуждают, как минимум, с лета прошло года, когда Минэнерго страны проводило общественные слушания. Тогда мощность газопровода РФ — РК — КНР с выходом в Китай оценивали в 40 млрд кубометров в год, а его стоимость — в $ 4,2−4,4 млрд. Планировалось, что магистраль пройдет с севера на юг вдоль восточной границы Казахстана по маршруту Омск — Павлодар — Семей с ответвлениями до Хоргоса и Достыка на границе с Китаем.
В 2025 году «Газпром» должен нарастить «Силу Сибири» до контрактных 38 млрд кубометров в год, а в 2027 году — запустить и дальневосточный маршрут с месторождений Сахалина — 10 млрд кубометров в год. При этом реальным поворотом на Восток могут стать только казахстанский маршрут или «Сила Сибири — 2». Именно по ним смогут подавать газ из месторождений Западной Сибири, которые по-прежнему являются ресурсной базой для экспорта в Европу.
О планах построить «Силу Сибири — 2» через Монголию в Китай говорят уже лет пять. За это время «Газпром» начал проектные работы, но реальных договоренностей о дополнительных поставках 50 млрд кубометров газа в год с китайской стороной до сих пор нет.
Эксперты склонны полагать, что проекты «Силы Сибири — 2» и через Казахстан взаимоисключающи. Тем более что в изначальном виде «Сила Сибири — 2», которую тогда называли «Алтаем», предполагалось пустить почти как по проекту через Казахстан — только восточнее — по территории России.
«На наш взгляд, газопровод через Казахстан действительно может стать альтернативой „Силе Сибири-2“, так как масштаб поставок сопоставим», — говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Он оценивает, что вероятность реализации обоих газопроводов крайне мала.
«Даже с учетом того, что Китай, как ожидается, в ближайшие 10−15 лет будет лидером по росту спроса на газ в абсолютном выражении, два настолько больших проекта от одного поставщика в текущих условиях не нужны даже Поднебесной», — отмечает Сергей Кауфман.Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков согласен с тем, что из двух проектов может быть только один.
«Другой вопрос — сподвигнет ли проект газопровода через Казахстан Китай подписать долгосрочное соглашение. Строительство не начнется, пока не будут подписаны долгосрочные контракты на поставку газа, — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. — У „Газпрома“ свободных мощностей под 230 млрд кубометров в год и вопрос не в объемах (35 млрд кубометров или 50 млрд кубометров). У обоих маршрутов одна ресурсная база из Ямало-Ненецкого автономного округа — месторождения Западной Сибири».Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что пока рано делать выводы.
«Это очень ранняя стадия, чтобы говорить однозначно. Пока это дополнительная опция для переговоров. Хотя я считаю, что стратегически емкость китайского рынка очень велика, а российский газ там очень конкурентоспособен по цене и надежности», — замечает замдиректора ФНЭБ.У казахстанского проекта есть ряд серьезных преимуществ, считают эксперты.
«Выбор Казахстана может быть связан с тем, что страна имеет значительно больший потенциал собственного потребления газа, чем Монголия, через которую должна была идти «Сила Сибири — 2», — полагает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.В то же время ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков говорит о том, что такой вариант поставок выгоден Казахстану, так как снимает с него часть затрат по строительству газопровода из России.
«Привлекательной стороной газопровода может быть и то, что его могут подключить уже и к действующей инфраструктуре — трем ниткам газопровода из Туркмении в Китай, которые никогда не работали на полную мощность», — добавляет Игорь Юшков.