Город-герой Севастополь поздравил Хвойную с наступающим годом 80-летия Победы

Город-герой Севастополь поздравил Хвойную с наступающим годом 80-летия Победы

В канун наступающего 2025 года Хвойнинский музей получил бандероль с новогодним подарком от Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Репринтное издание первого сборника документальных материалов о героической обороне Севастополя 1941-1942 гг. в мемориальном зале Хвойнинского музея. Фото: Д. Петров

С легендарным городом-героем новгородскую землю связывает военная история гражданской авиации. Летчики МАОН, которые в 1941 году протянули воздушный мост через Ладогу в блокадный Ленинград, спустя полгода вылетели над Черным морем на помощь сражающемуся Севастополю. 

В июне 1942 года 250-дневная оборона Севастополя перешла в завершающую стадию. При полном господстве в воздухе немцы прервали морские коммуникации с Кавказом, от которых зависело снабжение защитников города боеприпасами. После того как были потоплены несколько вышедших из Новороссийска судов, к перевозкам привлекли боевые корабли и подводные лодки, которых катастрофически на хватало. Севастополь был отрезан с суши и с моря. Оставалась последняя возможность сообщения по воздуху.

По распоряжению Ставки 20 июня самолеты МАОН, с начала года работавшие на вяземском направлении, были экстренно переброшены на южный участок фронта. 3-я эскадрилья под командованием Владимира Пущинского, перебазировалась в Краснодар, 1-я эскадрилья Константина Бухарова – в станицу Кореновская.

К.А. Бухаров и В.А. Пущинский, командиры 1-й и 3-й эскадрилий МАОН. В октябре–декабре 1941 года базировались в поселках Кушавера и Хвойная. Боевой альбом. РГАСПИ.

Единственный действующий аэродром Севастополя на Херсонесском мысе находился под непрерывным обстрелом. Захватив позиции на противоположном берегу бухты, немцы установили мощные прожекторы, освещающее по ночам летное поле. Как только вражеские наблюдатели замечали малейшую активность, дальнобойные орудия начинали прочёсывать аэродром из угла в угол шквальным огнём.

Транспортная операция была возможна только под прикрытием темноты. Расстояние до цели составляло 450 километров. С учетом 2,5-часового перелета в один конец, за ночь летчики успевали сделать один рейс. Чтобы избежать скопления при посадке, было решено выпускать самолеты по одному с интервалами 10 – 15 минут.

Маршрут разработали с учётом боевой обстановки на оккупированном Крымском побережье.  Для скрытного выхода к морю был выбран участок глухой горной полосы между Анапой и Новороссийском. Дальше трасса шла над водой на значительном расстоянии от крымского берега, вне досягаемости немецких звукоуловителей и артиллерии. 

Карта маршрута Севастопольской операции МАОН. Боевой альбом. РГАСПИ

Техника ночных полетов была отработана во время Ленинградской операции 1941 года. Тогда по мере убывания короткого зимнего дня «Дугласы» выходили в рейс до рассвета, а возвращались на хвойнинскую базу уже в потемках. Чтобы вырвать у суток лишний час, этот интервал понемногу увеличивали, и летчики постепенно освоили навыки взлета и посадки в полной темноте.

В ночь на 22 июня, когда минул ровно год войны, началась Севастопольская операция. Груженые снарядами «Дугласы» поочередно вышли в море на траверз Ялты и взяли курс на цель. Наконец вдали показалось багровое зарево горящего Севастополя.  Пройдя Балаклаву, самолеты обогнули каменистый мыс, на оконечности которого возвышалась белая колонна Херсонесского маяка. Ориентируясь по фосфоресцирующей в темноте пене прибоя, летчики осторожно приземлились на посадочное «Т», выложенное семью фонарями «летучая мышь».  

Севастопольская операция МАОН. Илл. Н.И. Розова. Боевой альбом. РГАСПИ

Разгрузка самолетов происходила в наименее простреливаемом месте рядом с Херсонесским маяком. В соседнюю балку свозили раненых. На палящей жаре, под грохот взрывов они сутками ждали своей очереди на эвакуацию. При первоначальном расчете 6 лежачих и 16 сидячих экипажи стали брать на борт до тридцати человек.

На протяжении последних десяти ночей обороны «Дугласы» неизменно со стороны моря прибывали к Херсонесскому маяку и в кромешной темноте, «на ощупь» заходили на посадку среди рвущихся снарядов и авиабомб на изрытую воронками полосу. Вытащив ящики с боеприпасами, летчики забирали раненых, запускали моторы, и самолет сразу с места шел на взлет.

Посадка на Херсонесском аэродроме. Иллюстрация Н.И. Розова. Боевой альбом. РГАСПИ

29 июня немцы приступили к штурму. Израсходовав весь боезапас, замолчала севастопольская артиллерия. К концу следующего дня враг был на подступах к городу, начались уличные бои. Нескончаемым потоком жители, остатки военных частей, раненые из разбомбленных госпиталей и медсанбатов тянулись на Херсонесский мыс в надежде на эвакуацию, морем или воздухом.

Последний рейс «Дугласы» совершили в ночь на 1 июля, когда линия фронта вплотную подошла к аэродрому. 3 июля Совинформбюро сообщило, что Севастополь оставлен советскими войсками.  

Итоги Севастопольской операции МАОН. Боевой альбом. РГАСПИ

9 мая 1944 года в ходе Крымской наступательной операции Севастополь был освобожден. Приказом Верховного главнокомандующего отличившийся в освободительных боях 2-й авиаполк 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ (ранее 3-я эскадрилья МАОН) получил почетное наименование «Севастопольский». В памяти летчиков всегда оставался поселок в сосновых лесах, откуда в первый год войны они вылетали на помощь блокадному Ленинграду и войскам 2-й ударной.

В юбилейном году Великой Победы севастопольцы смогут познакомиться с Хвойнинской мемориальной экспозицией по виртуальному туру, работа над которым начинается в музее после рождественских праздников.   

Юные хвойнинцы у мемориального камня летчикам МАОН. Фото: И. Полищук.

← В Великом Новгороде кавалер украл у дамы смартфон и перевел с него себе деньги  

«53 новости» «53 новости»

14:09
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025