От Рождества до Нового года: вспоминаем о традициях праздника

От Рождества до Нового года: вспоминаем о традициях праздника

Традицию праздновать Новый год 31 декабря ввел Петр I. По его указу с 1700 года было велено повсюду начинать новолетие торжественным молебном, с колокольным звоном, пушечной и ружейной пальбой, а с наступлением праздника поздравлять друг друга. Так зародилась традиция масштабного празднования Нового года. Стеклянные игрушки появились в царской России в 90-е годы XIX века. По одной из легенд, их придумал бедный стеклодув, желая порадовать на праздник своего сына. У купцов было принято каждый год покупать по несколько новых игрушек – как символ благополучия.

От Рождества…

В дореволюционной России вначале праздновали Рождество Христово, которое приходилось на 25 декабря, а позже Новый год – 1 января. Длились праздники вплоть до Крещения.

– Празднование Рождества начиналось утром с посещения церковной службы. Однако за стол садились после появления первой звезды с окончанием поста. Застолье было богатым и сытным. На праздничном столе красовались и поросенок, и утка, и гусь, – рассказывает заведующая организационно-массовым отделом музея истории города Ярославля имени Извекова Ирина Анатольева. – До начала XX века купцы жили замкнуто, общались внутри семьи да с деловыми партнерами. А потому праздник встречали в семейном кругу.

Отмечать могли несколько дней. Традиции были разные: семьей пели тропарь, изготавливали Вифлеемскую звезду и с ней ходили по соседям. Дети, молодежь и взрослые катались на санках и ледянках. Излюбленным местом для этого в Ярославле был Мякушкинский спуск (сейчас это спуск от волжской беседки к нижнему ярусу набережной).

Продолжались зимние праздники светским Новым годом. Его в купеческих семьях встречали сытным ужином, который завершался подачей пряников, пастилы, леденцов, зефира, яблок и мандаринов. Последние были дорогим лакомством. Один мандарин стоил в Москве 3 рубля, в то же время корову можно было купить за 15 рублей.

В первый день нового года в домах устраивались маскарады и театральные постановки, сценарии для них печатали в журналах. Молодые люди играли в жмурки и фанты, последние напоминали современную игру «Крокодил». А взрослые собирались за шахматами, картами или игрой в кости.

… до Нового года

По указу Петра с 1701 года дома к Новому году украшали еловыми ветвями. Привычные нам елочки в качестве атрибута зимних праздников появились со второй половины XIX века.

Ставили их на Рождество, но не украшали, поскольку главным действующим лицом праздника был Христос. А вот к 1 января все менялось. Дерево устанавливали в большой комнате, и взрослые украшали его втайне от детей. Использовали сладости, свечи и елочные игрушки, сделанные своими руками.

Сохранились воспоминания, что на ветки вешали марципановых поросят. Под елкой оставляли подарки для детей. Вечером 1 января ребятам разрешали зайти в залу, а по завершении праздника каждый ребенок мог взять с елочки что-то себе на память в качестве подарка.

– Одним из героев зимних праздников был снеговик. Изначально он был суровым персонажем, но в XIX веке подобрел. Снеговика лепили взрослые и дети рядом с домом для охраны. Ведро на голову надевали как символ достатка и надежды в доме в новом году, морковка символизировала будущий урожай, угольки – прощание с прошлым, метла предназначалась для того, чтобы отгонять злых духов и заметать в дом добро. Около снеговика загадывали желание с верой в то, что оно исполнится, когда тот растает, – говорит Ирина Анатольева.

Сборные беседы

– Святками в народе называли две праздничные недели, которые начинались с Рождества и заканчивались в канун Крещения. Длились они с 25 декабря по 5 января по старому стилю или с 7 по 18 января по новому. Во времена язычества праздники приурочили к «солнцевороту», зимнему солнцестоянию, означавшему смену лет. С приходом христианства, под влиянием церковного календаря, главный языческий праздник сместился во времени и разделился на Святки, начинающие Новый год, и на целую цепь декабрьских праздников, год завершающих, – рассказывает автор книги «Традиции Ярославского края. Народный календарь» Анастасия Маслова.

В северных уездах Ярославской губернии, как и во многих местах Русского Севера, за 2–3 дня до начала Святок молодежь начинала собираться на вечерние праздничные посиделки. В Пошехонье они назывались «сборными» или «свозными» беседами, и на них собирались парни и девушки со всех соседних деревень высмотреть себе будущую «половинку».

Канун Рождества – Сочельник – получил свое название от слова «сочиво», которым обозначали молочко из растертых семян и традиционное постное блюдо из обваренных зерен пшеницы и меда – кутью. Поэтому второе название праздника – Кутейник.

Сочельник был последним днем 28-дневного Рождественского поста. По церковному уставу есть нельзя было «до первой звезды». Поэтому на закате вся семья собиралась у стола в красном углу и после молитвы садилась за праздничный стол. Его украшали необмолоченным снопом ржи или пшеницы как залогом будущего урожая и фигурками коров, овец, вылепленными из теста, – как символами достатка.

– В это время «славить Христа» выходили подростки, молодежь и даже люди постарше, – рассказывает Анастасия. – Прочие святочные обряды, имеющие древнее языческое происхождение (в том числе и знаменитые «колядки»), начинались лишь со второго дня праздника, поскольку на первый день распространялся церковный запрет.

Что касается самого Нового года, то по старому стилю он приходился на день святого Василия Великого. В народе праздник прозвали Васильевым вечером. Помимо кутьи на новогодний стол выставлялся жареный поросенок либо свиная голова, студень из ножек или какие-то другие блюда из свинины. Исследователи связывают это с отголосками языческой культуры.

– Несмотря на обилие еды, хозяйки посреди ночи начинали варить обрядовую кашу. При этом обязательно старались соблюдать множество правил и примет. Например, если каша вылезла из горшка («выпуркнула», как говорили в Ростовском уезде) или сам горшок треснул, то это считали дурным знаком и ее выбрасывали в прорубь. Если же кушанье удалось, то вся семья съедала кашу дочиста, считая, что так в доме будет водиться достаток, – делится  Анастасия. – Утром следующего дня мальчики устраивали «засевки». Они ходили по домам и, зайдя в избу, доставали из рукавицы или мешка зерна и рассыпали их по полу с приговоркой: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!».

Ярославское гостевание

Зимние праздники в народе отмечали особым гостеприимством. А приглашения передавали самыми разными способами.

«В уездной Мологе в первой трети ХIХ века хозяева дома приглашали в качестве «позывной» пожилую женщину. Она обходила дома родственников, просила «пожаловать на завтрашний день хлеба-соли откушать», пос­ле чего возвращалась в дом и перечисляла поименно всех посещенных, говоря, кто придет в гости, а кто отказался от приглашения, – говорится в диссертации ярославского историка Ирины Шустровой. – Отказ мог быть только мотивированный. Например, такие причины: «Вы-де сами в прошедший год у них не были об Ильином дне», «такая-то не придет, потому что платье новое не приспело, муж-де ее придет один».

Отношение к гостеванию в Ярославской губернии было серьезным и связано не только с определенными представлениями о том, как себя вести, но и как одеваться.

«Ярославские Губернские Ведомости» в 1870 году сообщали, что в Мологском уезде в праздник принято было угощать всех: «... не заботясь о том, свой он или чужой; и совершенно незнакомого человека не обнесут ковшом пива. Если сторонний человек начинает извиняться, что ему не случилось потчевать хозяина или хозяйку у себя в гостях, то обыкновенно отвечают: «Ну, брат, в артель попал, так чем бог послал; может, и я попаду к тебе; гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдется, кушай на здоровье».

В народной культуре существовали негласные правила обмениваться визитами – «перегащиваться». В Российском этнографическом музее хранится запись из Ростовского уезда конца ХIХ века: «В зажиточных семействах нередко набирается человек по тридцать и более, которые гостят ночи по две, три». Праздновали с особым размахом. Так что нередко крестьянин средней руки тратил по 5–10 рублей на угощения.

Зимние праздники представляли собой сложный комплекс разных традиций. Но все семьи вне зависимости от своего сословия и достатка старались в зимние праздники собираться вместе, дарить друг другу подарки и любовь.

 

«Ярославский регион» «Ярославский регион»

15:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025