«Поразил масштаб катастрофы». Астраханка рассказала, что происходит на берегах в Анапе
15 декабря в Керченском проливе во время шторма потерпели крушение два российских танкера «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239». В результате аварии произошёл масштабный разлив нефтепродуктов. По данным экстренных служб танкеры перевозили в общей сложности 9,2 тыс. тонн мазута, значительная часть вылилась в море.
ЧС федерального уровняУже через несколько дней мазут начал загрязнять пляжи Черноморского побережья в Анапе и Темрюкском районе Кубани. Всё это привело к введению в Краснодарском крае режима ЧС федерального уровня. Аварийные бригады и волонтеры тоннами собирают загрязненный грунт, спасают попавших в мазутный плен птиц и животных. В общей борьбе за чистоту природы участвуют неравнодушные люди со всей России, в том числе и астраханцы.
{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-168387-33', blockId: 'R-A-168387-33' }) }) ]]>Астраханцы не остаются в сторонеКаспийИнфо побеседовал с Викторией Кругловой, которая недавно вернулась с побережья Анапы, где вместе с другими волонтёрами занималась спасением Черного моря. Вот что она рассказала:
- Когда я узнала о случившемся, то не сразу осознала всю серьёзность ситуации. Мне казалось, что с проблемой уже активно справляются МЧС, спасатели, экологи. Как обычно нам показывают в кино. Поэтому я решила, что от меня хватит лишь пожертвования. Я начала искать, на какой счёт можно перевести деньги, и наткнулась на всероссийские волонтерские организации, у которых есть свои чаты. В этих чатах обычно публикуют информацию о том, какая помощь требуется.
{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-168387-34', blockId: 'R-A-168387-34' }) }) ]]>Прочитав рассказы волонтеров, я осознала, насколько серьёзной является экологическая катастрофа. Поняла, что сейчас всё держится на энтузиазме неравнодушных людей, и что для решения проблемы нужны не только деньги, но и люди - много людей. Я решила, что не могу оставаться в стороне от этой проблемы и мой гражданский долг — поехать и внести свой вклад в её решение. В чатах я узнала, как люди из разных городов объединяются в группы, чтобы вместе добраться до места и приступить к работе.
Я тоже разместила в своих социальных сетях пост с просьбой откликнуться тех, кто готов поехать со мной. К сожалению, из-за предпраздничных дней людям было трудно вырваться, но мне написали контакты астраханки, которая также решила отправиться на помощь. Мы связались с ней. На сайте волонтерского движения вместе заполнили специальные анкеты с указанием, когда мы можем приехать, с какого по какое число сможем работать. Нам позвонили, подтвердили, что нас ждут. Мы купили билеты на автобус до Анапы. Кстати, с Юлией, так зовут эту девушку, мы впервые увиделись только на автовокзале.
{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-168387-48', blockId: 'R-A-168387-48' }) }) ]]>Виктория и Юлия на берегу Анапы. Фото из архива Виктории Кругловой.Организационные вопросыКогда мы прибыли на место, нас сразу же включили в состав волонтерской группы. В группе были люди со всей России - Екатеринбург, Новосибирск, Крым, Москва, Казань, много подмосковных городов. Всем волонтёрам по прибытию предоставили жильё и питание. Тем, кто приехал больше чем на три дня, оплатили проезд до места, при условии предоставления билетов или чеков на бензин. Возвращают не больше 10 тысяч рублей. Оплачивать больше у волонтерства пока нет возможности.
Нам выдали специальную экипировку: маску с фильтрами, защитные очки для глаз, комбинезоны для защиты одежды, сапоги, чехлы на сапоги и перчатки. Перед началом работы с нами провели инструктаж по технике безопасности. Перед началом работы всем волонтёрам выдаются лекарства: «Полисорб» и «Энтеросгель». Это делается для профилактики отравления нефтепродуктами.
{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-168387-49', blockId: 'R-A-168387-49' }) }) ]]>Поразил масштаб катастрофыПоскольку мы прибыли ближе к обеду, нас направили на ближайший берег. В первый день я не сразу осознала, насколько сильно загрязнена территория. Мы вышли на пляж, где мазута было не так много, и собрали его вручную, просеивая песок. Тогда мне показалось, что ситуация не настолько серьёзная. Во второй день нам выдали экипировку и отвезли на другую точку. Вот где я увидела истинный масштаб катастрофы. Там уже не собрать мазут вручную, там мы грузили лопатами в мешки.
Собранные в мешки песок с мазутом загружаются в трактора и увозятся. Фото из архива Виктории Кругловой.На третий день мы оказались на ещё более загрязнённом участке. Мазут лежал огромными слоями, и мы понимали, что он быстро проникает в глубокие слои почвы. Чем дольше он остаётся на поверхности, тем глубже проникает в землю. Это может привести к серьёзным последствиям, так как мазут может достичь грунтовых вод. Кроме того, на берегах он испаряется, что также наносит вред экологии.
{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-168387-50', blockId: 'R-A-168387-50', }) }) ]]>Работа на передовойЧистить берега на волонтерском называется — работать на передовой. Мы собирали песок с мазутом в мешки: девушки держали их, а парни наполняли лопатами. Затем содержимое мешков загружалось в тракторы и увозилось. Волонтерам не говорят, куда отвозится собранный мазут, и это ещё один острый экологический вопрос. Потому что не ясно, как и где его хранят.
Атмосфера невероятнаяНаша волонтерская группа работала много, не жалея сил. Никто не сачковал. Особенно трудно приходилось в непогоду. Но атмосфера, царившая во время волонтерства, была просто невероятной. Там собрались удивительные люди — неравнодушные, с открытыми сердцами. Они работали не потому, что их заставили, а по велению души. Мы много общались, узнавали много информации.
Владельцы гостиниц, кафе, где мы питались, и просто местные жители — все выражали нам свою благодарность, осознавая, что мы прибыли сюда, чтобы помочь сохранить наше общее море, их дом и бизнес.
На помощь на берега Анапы приехали люди из разных уголков страны. Фото из архива Виктории Кругловой.Кого ждут на помощьВиктория рассказала «КаспийИнфо», что волонтеров там очень ждут.
- Впереди ещё много работы по ликвидации последствий. Мы провели там несколько дней, но успели очистить лишь небольшую часть берега. А ведь ещё остаются целые километры, которые нужно обработать. Сейчас требуются люди, готовые работать на передовой: очищать берега и заниматься отловом птиц. Чтобы вы понимали, некоторые волонтёры днём собирают песок, а ночью, после небольшого отдыха, отправляются на отлов птиц. Отлов птиц удобнее всего проводить ночью. Затем птиц доставляют в ветеринарный центр, где ветеринары также нуждаются в помощи, чтобы отмыть их от мазута. Если не отмыть, птицы погибнут.
Нужны помощники на кухню, кормить людей. Нужны люди с машинами — отвезти, привезти. Нужны люди-организаторы на телефоны и так далее. Если кто-то хочет помочь удалённо, то в чатах есть списки необходимых для закупки вещей. В волонтёрском движении надеются, что в новогодние каникулы откликнется большое количество людей, но люди там будут нужны в течение ещё долгого времени.
Обязательно вернусьЯ впервые стала волонтёром, но с нами были люди, которые занимаются этим постоянно. У каждого из них свой опыт и специализация. Кто-то хорошо разбирается в помощи во время пожаров, кто-то — в ликвидации последствий других стихийных бедствий. Например, с нами работала девушка, которая ранее участвовала в ликвидации последствий пожара в Астраханском заповеднике. Именно там ко мне пришло осознание, почему я не делала этого раньше.
Я вернулась в Астрахань только потому, что у меня были обязательства перед клиентами. Я являюсь основателем «Центра Здоровых Волос», и как только у меня появится такая возможность, я обязательно вернусь.
Контакты, куда могут обратиться желающиеНедавно заработал единый портал помощи черноморскому побережью, где публикуется информация для желающих поучаствовать в ликвидации последствия загрязнения мазутом. На сайте собрана информация по всем направлениям работы: ответы на часто задаваемые вопросы; памятки для волонтеров; онлайн-карта очистки береговой линии; контактные данные ответственных организаций и лиц, а также места для обогрева и точки работы медицинских постов.