Большое ведомство для узкой сферы. Зачем пензенцам министерство по охране памятников?
Министерство по охране памятников существует лишь в двух регионах России – в Пензенской и Курской областях. Александр Хинтшейн, врио губернатора Курской области, недавно усомнился в целесообразности существования этого министерства. И действительно, не лучше ли «понизить» ведомство до комитета, управления или департамента? Попробуем ответить на этот вопрос.
Чем занимается пензенское министерство по охране памятников истории и культуры сказать непросто. Согласно «Положению о Министерстве по охране памятников истории и культуры Пензенской области», его задача – «осуществление полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Пензенской области».
Иными словами, оно охраняет памятники истории и культуры: согласует проектную документацию, выдаёт задания и разрешения на проведение работ на объектах культурного наследия. Ещё разрабатывает нормативные акты, проводит историко-культурную экспертизу, предоставляет субсидии некоммерческим организациям.
Но как только речь заходит об организации ремонта памятников, сотрудники министерства разводят руками.
Не так давно мы спрашивали у главы министерства по охране памятников Александра Понякина, когда в Пензе отремонтируют Дом народного творчества. Он сообщил, что такой информацией не владеет и что вопрос надо задавать собственнику, так как ремонтировать здание может только он.
Ремонтировать здания не в полномочиях министерства. Оно лишь курирует ремонт, помогает найти инвесторов, согласует ПСД. Оттого и возникает вопрос: а зачем нам целое министерство, чтобы справляться с небольшим количеством задач? Вслед за Александром Хинштейном, раскритиковавшим работу министерства по охране памятников Курской области, в его полезности усомнились и мы.
Чем министерство занималосьЧтобы ответить на поставленный вопрос, мы решили узнать, а что вообще министерство сделало 2 марта 2023 года (дня его создания). Для этого отправили запрос министру Александру Понякину. Его семистраничный ответ содержал множество цифр (скриншоты документа опубликованы в нашем телеграм-канале).
Министерство охраняет 424 объекта культурного наследия. Почти все они перешли от предшественника – департамента по охране памятников (который, в свою очередь, образовался из одноимённого комитета). С момента основания министерства на госохрану поставили 21 вновь выявленный объект культурного наследия.
С момента основания министерство курировало проекты ремонта и реставрации 12-ти объектов культурного наследия (в том числе реконструкцию планетария в парке Белинского Пензы и здание детской музыкальной школы № 1).
В настоящее время оно контролирует ремонт и реставрацию ещё пяти объектов – Спасского Кафедрального собора в Пензе; здания и сооружения по адресам ул. Гладкова, 10, ул. Красная, 60 и ул. Бакунина, 56 в Пензе; здание на ул. Белинской, 14 в городе Белинском.
Министерство помогло найти инвесторов для реконструкции пяти объектов, все они располагаются в Пензе. В их числе – здание и флигель на Кирова, 17, в котором учился историк В. Ключевский; бывший кинотеатр «Родина» (ул. Московская/Карла Маркса, д. 1А/17); общежитие духовного училища на Чкалова, 52; жилой дом на Куйбышева, 19.
Александр Понякин также поделился результатами работы за 2024 год.
За прошлый год министерство разработало 178 нормативных актов, рассмотрело 85 актов государственной историко-культурной экспертизы и согласовало ПСД на проведение работ по сохранению 1 объекта культурного наследия федерального значения. Ведомство выдало 10 заданий и 21 разрешение на проведение работ по сохранена объектов, утвердило отчётную документацию по сохранению 4-х объектов. У 37-ми объектов утвердили границы территории, на 7-ми памятниках провели научно-исследовательские археологические работы, у 123-х внесли сведения о границах в госреестр, провели конкурс на предоставление 2-х субсидий для НКО на воссоздание исторического облика.
Чем министерство займётсяНа вопрос о планах работы министерства 2025 год Понякин ответил сухо. Длинную цитату, полностью состоящую из перечисления полномочий, можно перефразировать так: «будем делать то же, всё и всегда».
«Основными мероприятиями являются разработка проектов границ территории и предметов охраны объектов культурного наследия, проведение государственной историко-культурной экспертизы, изучение объектов археологического наследия, внесение сведений о территориях и зонах объектов культурного наследия в единый государственный реестр недвижимости, предоставление субсидий некоммерческим организациям на проведение работ по сохранению исторического облика объектов культурного наследия, текущая контрольно-надзорная, разрешительная, нормативно-правовая деятельность, мероприятия по популяризации историко-культурного наследия», – написано в ответе.
Что в итоге?Кажется, что министерство по охране памятников имеет слишком высокий статус. Сравните. В необъятных сферах образования, здравоохранения или культуры совсем другие масштабы проблем и объёмы работ, поэтому нужен большой штат и хорошее финансирование. А с узкими сферами способны справится департаменты, управления и комитеты при министерствах.
Однако мы не можем говорить однозначно, что министерство по охране памятников пора расформировать. Мы не можем знать, какие проблемы ждут данный орган при урезании финансирования и штата и как это отразится на сохранности памятников. Поэтому вопрос о целесообразности министерства мы адресуем пензенскому правительству.
Фото из архива редакции