Мошенники стали представляться представителями сбытовых организаций
За 2024 год мошенниками были обмануты более 6 тысяч жителей нашего региона. Наибольшая сумма, которой завладели преступники, составила более 8 млн рублей. О самых популярных схемах обмана поговорим с инспектором по особым поручениям отделения информации общественных связей УМВД России по Тульской области Ильей Семёновым.
Какая основная сейчас схема, которую используют мошенники?
Наиболее популярна сейчас следующая схема жертве поступает вызов посредством мессенджеров, то есть через интернет трафик. Далее преступники представляются представителями энергопоставляющих организаций. Это может быть как водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение.
Далее жертве указывается о необходимости замены счётчиков, то есть приборов учёта, после чего, следуя манипуляциям мошенников, жертва переводят свои деньги, получают кредиты, снимают эти денежные средства, то есть конвертируют электронные денежные средства в наличные, после чего переводят их злоумышленникам.
Как понять с первых минут, когда звонит, например, незнакомец и представляется специалистом ресурсоснабжающей организации, что он мошенник?
Для начала необходимо понимать следующее. Если вам действительно звонит представитель ресурсоснабжающей организации, данное должностное лицо не будет звонить посредством мессенджеров. Как правило, у данных людей есть служебный телефон, который является городским. То есть, если вызов поступает с мобильного посредством какого-либо популярного мессенджера по видеосвязи, по аудиосвязи, неважно, скорее всего это мошенники.
Что делать? Положить трубку?
В данном случае советую не продолжать разговор, как только вы понимаете, что вам поступают сомнительные звонки, непонятные люди представляются якобы представителями различных организаций, в том числе энергоснабжающими представителями банковской сферы. Не стоит продолжать разговор, поскольку преступники нацелен именно на удержание внимания жертвы.
Только так они смогут войти в контакт со своими возможными, скажем так, спонсорами. К сожалению, по другому это назвать не получается. Необходимо просто прекратить разговор. Если возникают какие-то вопросы по поводу энергоснабжения, водоснабжения, есть же горячие линии связи, есть электронные обращения на официальный сайт. Советую людям пользоваться данными средствами. Это наиболее надёжно защитит вас и ваши денежные средства.
Есть такая тенденция, что если раньше звонящие выуживали большие суммы денег, сейчас уже обманутые, переводят маленькими частями. Это почему такое происходит?
В настоящий момент такая тенденция действительно наблюдается, и это очень положительная сторона, в том числе и работы полиции. Это связано со следующими моментами.
Люди, конечно же, начинают понимать, что и как делают мошенники, с какими методами они сталкиваются. Банковская сфера, в том числе с нашей подачи, подстраивается к современным реалиям. И во многих моментах уже, допустим, присутствует следующая ситуация.
В момент, когда условная жертва получает кредит, в банке уже может находиться сотрудник полиции, который проведёт профилактическую беседу, как минимум сообщит те тенденции, те способы и методы, которые используют мошенники. Тем самым полиция региона всяческими способами противодействует мошенникам.
Есть возможность вернуть эти деньги, если их человек перевёл?
Данная возможность имеется, но для этого необходимо как можно быстрее обратиться в полицию, поскольку каждая минута резко снижает шансы на получение своих денежных средств обратно.
Есть такая ещё тема, что именно мошенники звонят пожилым людям, тем, кто одинокие, есть какая-то база, как попадают на этих людей?
На самом деле распространённый миф о том, что именно банковские организации распространяют информацию. Это является все-таки больше городской легендой, мифом, потому что когда вы регистрируетесь на каком-либо из сервисов доставки еды, одежды, ставят галочку -я согласен с условиями, а согласно действующего законодательства, люди добровольно дают согласие на использование их персональных данных. Просто мало кто читает договор.
Если с ним подробно ознакомиться, то получается, граждане добровольно дают разрешение на их дальнейшую обработку данных. То есть это может могут быть номера телефонов, данные о возрасте без раскрытия конкретных персональных данных, таких как точная дата рождения, адрес проживания и другие персональные сведения. Но первичная информация поступает в сеть, чем и активно пользуются мошенники.
Если говорить о методах и схемах обмана. Вот если мы говорим, что последнее время звонят, представляются специалистами ресурсоснабжающих организаций, какие ещё уловки они используют?
К сожалению, необходимо отметить следующее. Мошенники весьма изобретательны, и они не останавливаются на каком-то лишь одном методе, хотя говорить о методах здесь немножко громко. Метод и способ у них один. У них предлоги разные. Соответственно, они используют разные предлоги для того, чтобы завлечь внимание жертвы, выбить из колеи человека.
Один из методов – лёгкое давление психологическое, то есть постоянно держат на звонке, не дают человеку переключиться на что-то другое, позвонить родственникам, уточнить доведённую ими информацию. Это все действительно такая, условно говоря, схема, которой они пользуются.
Если говорить о том, как не попасться, то необходимо просто понимать следующее. Если вам кто-то звонит, представляется госслужащим, представителем какой-либо организации и всяческими способами пытается удержать вас на линии, чтобы вы не сбросили звонок, необходимо как раз сделать именно это. Необходимо сбросить данный вызов, уточнить информацию, в случае чего обратиться в полицию и не верить незнакомцам, не поднимать трубку с незнакомых номеров.