Ярославна рассказала, как помогает бороться с последствиями экокатастрофы в Черном море

Ярославна рассказала, как помогает бороться с последствиями экокатастрофы в Черном море

В середине декабря во время шторма в Керченском проливе потерпели крушение и затонули два танкера, перевозивших мазут. Результатом стала беспрецедентная по масштабам экологическая катастрофа.

Волонтеры из разных регионов отправились на место ЧП, чтобы помочь в ликвидации последствий экологического армагеддона. В их числе оказались и жители Ярославской области.

– Там уже работали мои друзья из некоммерческой организации «Центр Чистой Природы 12–15», с которыми мы не первый год сотрудничаем и совместно проводим субботники. Они рассказали, где можно остановиться, к какой группе волонтеров примкнуть. И сразу после зимних каникул я выехала туда. 11 января уже была на месте, – рассказывает эковолонтер из Мышкина Дарья Игумнова.

Таких, как она, оказалось много.

– Люди приезжают со всей России. Многие пожертвовали отдыхом и все каникулы очищали пляжи от мазута, – сообщает волонтер.

Она порадовалась высокому уровню сознательности и организованности, продемонстрированному гражданским обществом.

Общественные организации и местные частные инициативные группы организовали прием и размещение в гостиницах экоактивистов, обеспечили их едой и транспортом, чтобы можно было без проблем добраться до  тех участков береговой линии, которые наиболее пострадали.

– В первые дни после аварии волонтеры в основном работали на пляжах Анапы и ее ближайших окрестностей. Затем, когда рабочей силы прибавилось, начали обследовать и более удаленные территории.

Дарья, к примеру, в первый же день по прибытии записалась на трансфер до Бугазской косы. Она отделяет Бугазский лиман от Черного моря, соединяя две станицы: Благовещенскую, входящую в состав городского округа Анапа, и Веселовку на Таманском полуострове. Вся эта территория – особо охраняемая зона: часть ландшафтного заказника «Благовещенская коса». Летом сюда приезжают с палатками любители отдыха в формате «с милым рай и в шалаше». Здесь богатая фауна... Была.

– В первый день мы увидели на пляже погибшего маленького дельфина. Мертвых рыб, птиц, – переживает Дарья.

В птичий центр, куда привозят обнаруженных живыми пернатых, она сходила только один раз.

– Там вполне достаточно волонтеров, а вот новых «пациентов» поступает все меньше. Единицы. Те, кого можно было отмыть и спасти, уже проходят курс реабилитации. Некоторых выпустили в привычную среду обитания вне зоны катастрофы, – объясняет жительница Мышкина.

В отмывании нескольких птиц Дарья все‑таки поучаствовала. Ей как работнику без опыта доверили самое простое дело: следить, чтобы во время банных процедур спасенные не клевались.

Вот что рассказала нам волонтер из Ярославля Мария КОКАРЕВА, которая принимала непосредственное участие в этих работах.

– Я увидела новость, о том что «Добро» объявило набор волонтеров. Конечно, в такой ситуации особенно нужны ветеринарные врачи, орнитологи, биологи и экологи. И я, поскольку учусь в магистратуре на факультете биологии и экологии ЯрГУ имени П.Г. Демидова, решила поехать. Я помогала ветеринарным врачам, вела учет птиц – в первые дни было более 200 в сутки, выполняла другую работу.

При этом спасение птиц – одна из самых сложных задач. Недостаточно просто очистить перья от мазута. Это кропотливый и многоэтапный процесс, требующий специальных знаний и навыков.

Если пик спасения фауны уже прошел, то работа по очистке пляжей активно разворачивается.

– Первым делом я раздобыла защитный костюм СИЗ – он белый, похожий на космический скафандр, – и маску. Он не промокает, что нас порадовало, поскольку погода стояла теплая, но дождливая. Когда мы командой в 20 человек высыпали на пляж, это было похоже на высадку инопланетян, – с юмором обрисовывает картину событий Дарья Игумнова.

Издалека песок побережья кажется таким, как всегда. Нет пугающей сплошной черноты, какую можно увидеть в некоторых телесюжетах. Но вблизи становится ясно, что он усеян черными «каплями».

– Там и сям на нем лежат черные крупинки или кругляши размером с монетку. Поднимаешь, разминаешь в ладони и понимаешь, что это мазут. Если на поверхности оказались в основном мелкие пятна мазута, то под слоем песка на глубине 10–20 сантиметров – скопления гораздо крупнее. Иногда это куски в локоть длиной. Их приходится откапывать лопатой и с немалым трудом выворачивать из земли. А тяжеленные они какие! – говорит Дарья.

Волонтеры с утра до вечера собирают куски мазута вручную, просеивают песок через сито, чтобы обнаружить токсичную мелочь.

– Мазутом заполняем мешки. Их забрасываем в ковш экскаватора. Затем их укладывают в кузов грузовика. И увозят в места временного хранения для последующей утилизации. Какой она будет – пока четкого представления нет, – объясняет Дарья.

Одно очевидно: работы впереди – непочатый край.

– Затонувшие танкеры до сих пор со дна моря не подняты, и утечка мазута из них продолжается. Он утекает в море. И непонятно, где окажется после очередного шторма, – обеспокоена экоактивист.

Она полагает, что важно не только прекратить утечку токсичного топлива, но и предотвратить повторение экотрагедии.

Ярославцы могут помочь с закупкой необходимого инвентаря. Как сообщили в мэрии Ярославля, нужны: строительные мешки, лопаты, сапоги, дождевики, прорезиненные перчатки, защитные очки, одноразовые костюмы, респираторы ФФП2/ФФП3 или с фильтрами А1Р, питьевая вода, продукты питания длительного хранения.

Это можно сделать, заказав необходимые товары на маркетплейсах Wildberries и OZON. При осуществлении заказа необходимо указать один из следующих пунктов выдачи:

  • с. Витязево, ул. Черноморская, д. 120а,
  • с. Витязево, ул. Черноморская, д. 95б,
  • г. Темрюк, ул. Бувина, д. 276, корпус 2.
  • Код для получения заказа необходимо направлять в Telegram:
  • с. Витязево, +7 (922) 632‑45‑75 (Олеся),
  • г. Темрюк, +7 (961) 598‑46‑87 (Анна).
 

«Ярославский регион» «Ярославский регион»

03:12
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025