Лекция в “Октаве” расскажет, как тульский рабочий бастион становится культурной ценностью
О культурных ценностях, когда произносится это словосочетание. На ум приходят обычно старинные дворцы и Памятники индустриальной эпохи, такие как доменные печи и электростанции формировали целую социальную инфраструктуру вокруг себя. “Про заводы, про станки и две рабочие руки. Индустриальное наследие ХХ века в России и мире” – так звучит название лекции, которую проведёт в творческом индустриальном кластере “Октава” доктор исторических наук Константин Бугров.
И сейчас он у нас в студии вместе с руководителем экскурсионного отдела Музея станка Анастасией Родиковой.
Музей станка тот самый, где нет картин и каких-то, не знаю, скульптур, демонстрируем станки, чем уникален и как много мероприятий там проходит?
Мероприятий очень много, и они обычно разные. То есть мы проводим обычно мероприятия в рамках параллельной программы к временным выставкам, но также у нас есть и научные лекции. Вот именно в этот раз мы решили сделать акцент на этом. И вообще кластер был создан нашим учредителем Михаилом Евгеньевичем Шёлковым для того, чтобы развивать людей и этот вектор мы поддерживаем.
Очень тульская тема.
И в этом смысле, наверное, сложнее будет организаторам заинтересовать туляков, многие из которых работали и работают на заводах, и многие станки им известны. Чем удивите, что будет интересного для всех?
Мы будем говорить о том, какой путь прошло индустриальное развитие, индустриальные системы в ХХ веке, с конца XIX столетия. Потому что мы знаем, что индустриальная история длинная, у Тулы, она особенно длинная, она прослеживается до XVII века. Это рекорд для России. Cамый старейший индустриальный центр, но вот индустрия в том смысле, в каком вот мы сегодня её знаем, это дело последних примерно 150 лет.
Поэтому к ней относятся как к культурному фактору с пренебрежением. Cредневековый храм или дворец огромный – это да. А завод какой-нибудь, сборочное здание, фабрика, труба – это как будто бы нет. На самом деле, конечно, этот взгляд неверный. Конечно, сейчас все больше и больше в мире говорят о ценности индустриального наследия.
Каждый завод сам себе – это такая культурная машина. И, конечно, трудно удивить туляков станком. Ясное дело, что город был и остаётся такой рабочим бастионом нашей страны.
Понятно, что хорошо туляки знают свои заводы, и для этого совсем не надо приглашать к ним кого-то прочесть лекцию из другого города.
Но мы же будем говорить не только о том, что такое производство, а будем мы говорить о том, как сегодня в постиндустриальном мире, как оно превращается в мощный культурный фактор, а для этого обычно нужен хороший взгляд со стороны.
Каким образом то, что выполняет конкретную задачу по изготовлению тех или иных деталей, вдруг может стать каким-то культурным артефактом, культурным объектом?
Вокруг каждого большого промышленного предприятия, не только станки и люди, которые на них делают какие-то металлические изделия, самовар или что-нибудь ещё, особенно это актуально для нашей страны, в которой долгое время существовала плановая система, социалистическое хозяйство.
Очень многие предприятия, например, нашли своё отражение в художественном творчестве. Очень часто заводы просто выступали в роли такого коллективного мецената, заказ на художественное творчество, заказ на монументальное искусство, все эти знаменитые мозаики, производственная эстетика и так далее.
Далее, социальный заказ, потому что во время она большая часть социальной структуры индустриальных городов, конечно, стояла на балансе крупных предприятий. Туляки это знают как никто, потому что весь город делится по приписке к своим промышленным предприятиям. И вот все это вместе формировало такую социальную синергию, которая сегодня уходит в прошлое.
Нет сегодня крупной социальной инфраструктуры, которая стояла бы на балансе предприятия. И в этом смысле она становится ценным историко-культурным фактором.
Мы ведь ходим смотреть этнографические, этнологические заповедники, а там изба. И всем нравится смотреть избу XVII века. Попробуйте кого-то удивить в XVII веке избой. Ну, изба и изба. У нас их тут миллионы, нашли, чем удивить, так и здесь.
По мере того, как большое большая индустрия в своём старом, таком хардкорном, мощном виде становится прошлым, она все больше и больше начинает представлять собой культурный интерес.
Когда и где можно это увидеть?
Лекция пройдёт в творческом индустриальном кластере октава на 3 этаже в конференц зале 1 февраля в 18:00.
Кого ждёте?
Мы рады всем, мы ждём всех, потому что лекция невероятно будет интересной. Очень интересно будет и полезно студентам, которые учатся на кафедре дизайна промышленного и всем остальным.